11.3.Возрождение в Италии, его основные этапы и представители

Раннее Возрождение

Данте и Беатриче

У истоков Возрождения в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321). Вершиной творчества Данте стала эпическая поэма "Божественная комедия" (это название дал ей Дж. Боккаччо). "Божественная комедия" повествует о путешествии поэта по загробному миру и включает описания ада, чистилища и рая, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. В поэме показан полный испытаний путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, чей образ в поэме становится символом мудрости и красоты.

Родоначальником гуманизма считают поэта, философа Франческо Петрарку (1304-1374) - он первым противопоставил средневековому богословию - divina stadia (божественному знанию) новое мировоззрение - humana stadia (человеческое знание).Перу Петрарки принадлежат философские трактаты, биография "Письмо к потомкам", но главное - любовная лирика. Сонеты, посвященные Лауре, - это своеобразный поэтический дневник, в котором отразилось противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения мира. Вот один из сонетов "На жизнь и смерть мадонны Лауры":
При благородстве крови-скромность эта,
Блестящий ум-и сердце простота
При замкнутости внешней - теплота,
И зрелый плод - от молодого цвета,
-Да, к ней была щедра ее планета,
Вернее - царь светил, и высота ее достоинств
Каждая черта
Сломили бы великого поэта.
В ней сочетал Господь любовь и честь,
Очарованьем неделя под стать
Природой красоте- очам на радость.
И что-то у нее во взоре есть,
Что в полночь день сиять заставит, засиять,
Даст горечь меду и полыни - сладость.

Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313- 1375), автор "Декамерона", собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. "Декамерон" - сборник 100 новелл, в которых повествуется, как во время "черной смерти" (чумы) 1348 г. во Флоренции 10 молодых людей (юношей и девушек) удаляются на загородную виллу и там в течение 10 дней (гр. декамерон - дссятиднев), помимо других развлечений, рассказывают каждый по одной новелле в день.

Данте, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Жизнь людей эпохи Возрождения тесно связана с искусством. Искусство было для них тем, чем до сих пор была религия, а в Новое время стали наука и техника. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы, изменилась и церковная архитектура. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно обозреть, то здания Возрождения можно охватить единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.

Внимание художников Возрождения привлекал реальный земной мир. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В человеке их интересовала индивидуальность. Основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве - Джотто (1266-1337). Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, стал писать фигуры объемными. Ему принадлежат росписи церкви в Ассизи на сюжеты из Евангелия, а также из жизни св. Франциска Ассизского. В скупых пластических формах Джотто передавал глубину переживаний человека и новое ощущение человеческого достоинства, что так характерно для живописи Раннего Возрождения.

Купол Брунелесски
Колокольня Джотто
Собор САнта Мария дель Фьоре и башня Джотто

Один из основоположников искусства Раннего итальянского Возрождения - Мазаччо (1401-1428). Его фрески в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции свидетельствуют о решительном разрыве с готической традицией. Он первым применил в живописи научные законы перспективы, открытые Брунеллески. Его фрески отличаются монументальностью, лишены готического декора, а изображенные на них фигуры объемны. Классическим образом алтарной композиции стала его "Троица", созданная для церкви Сайга-Мария Новелла во Флоренции. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц донаторов и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.
Строгие законы перспективы применял в своих работах скульптор Донателло (1386-1466), например "Св. Георгий, убивающий дракона". Его грациозная статуя юного Давида считается первой со времен античности свободностоящей обнаженной скульптурой в полный рост.

картина Мазаччо
фасад церкви Санта Мария дель Кармене
фрагмент картины "Троица" Мазаччо
Давид Донателло
Св.Георгий Донателло
Брунелесски. Интерьер церкви Сан Лоренцо

В этот период в архитектуре проявился интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов. С именем архитектора Брунеллески (1377-1446) связывают смелую ломку средневековых стереотипов и пропорций и обращение к традициям античного ордерного зодчества. Простые геометрические формы и творчески переосмысленные античные принципы придают внешнему лицу зданий Брунеллески величавое спокойствие. Во Флоренции им построены капелла Пации и Оспедале дельи Инногенти (воспитательный дом).

Высокое Возрождение

Рафаэль

Это время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Возрождения назовет человечество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

Микельанджело

Леонардо да Винчи (1456-1519), один из самых замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, но и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками.

Одна из важнейших его художественных работ - "Тайная вечеря" - фреска в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа "Один из вас предаст меня". Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Всемирно известен еще один шедевр мастера - портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название - "Джоконда", по имени ее мужа Джоконде. Необычайная глубина и значительность сделали "Джоконду" символом эпохи Возрождения.

Тайная вечеря Л.да Винчи
Мона Лиза Л.да Винчи
Синкстинская мадонна Рафаэля

Великому живописцу Рафаэлю Санти (1483-1520) принадлежит величайшее произведение мировой живописи - "Сикстинская мадонна": юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур "Утро", "вечер", "День", "Ночь", выполненных для гробниц в капелле Медичи.
Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одна из самых впечатляющих его фресок - сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, - звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью "превзойти природу".

Буонаротти Страшный суд (фрагмент)
Джорджоне Юдифь
Джорджоне Венера

Замечательным художником Возрождения был Джорджоне (1477-1510). В знаменитых полотнах "Юдифь", "Спящая Венера", "Гроза" он показал единство человека и природы.

Жизнеутверждающая красота человека и природы стали главной темой творений другого выдающегося художника эпохи - Тициана (1477-1576), использовавшего в своих картинах мифологические сюжеты ("Даная", "Венера перед зеркалом", "Венера и Адонис").

Тициан Венера и Адонис
Тициан Даная
Тициан Венера перед зеркалом

На мифологические темы также писал свои полотна Боттичелли (1445-1510). Созданные им поэтически обобщенные чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворенностью ("Весна", "Рождение Венеры").

Ботичелли. Рождение Венеры
Лудовико Ариосто

На этот период приходится расцвет творчества Лудовико Ариосто (1474-1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы "Неистовый Роланд". Поэма посвящена безответной любви Роланда к Анжелике. Действие происходит на фоне войны с сарацинами (арабами) в период правления Карла Великого. В поэме черпали вдохновение Шекспир, Байрон. Поэма считается величайшим произведением Возрождения.

Позднее Возрождение

Как принято считать, оно продолжалось с 40-х гг. XVI в- по конец XVI - первые годы XVII вв. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен "Индекс запрещенных книг", впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей.
Джорджано Бруно

В "Индекс" вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Дж. Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. В 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1554-1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности, Вселенной и мирах".

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь "манеру" великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный историком искусства и художником Дж. Вазари маньеризмом. Этот стиль отличает субъективизм, вычурность образов, изощренность формы. Наиболее крупными художниками-маньеристами были Понтормо (1494-1557), выработавший драматический стиль с использованием необычных цветов ("Положение во гроб"), Бронзино (1503-1572) - автор холодных изящных портретов ("Лукреция Панчатики" и др.), скульптор и золотых дел мастер Б. Челлини (1500-1573).

Понтормо. Положение во гроб
Бронзино. Портрет
Челлини. Нарцисс

Продолжали развивать реалистическую традицию в живописи Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573- 1610). Новаторство и смелость отличают работы Веронезе (роспись потолков во Дворце дожей в Венеции). На какую бы тему ни были его картины (религиозную, мифологическую, историческую или аллегорическую) - везде он славит мощь и величие Венеции. Драматические полотна на религиозную тему Тинторетто насыщены динамикой, контрастами света и тени, одухотворенностью образов. Караваджо - создатель мощного живописного стиля, построенного на контрастах света и тени, монументальности, энергичной лепке объемов. Художник имел немало подражателей (караваджистов) в Голландии, Фландрии, Франции, Испании. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.

Веронезе. Иисус
Тинторето. Фрагмент
Караваджо. Салоника

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением:
в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

Используются технологии uCoz