13.3. Неореализм и авангардизм - основные тенденции развития искусства ХХ в.

Западная культура .XX века - это фактически культура трех самостоятельных "эпох": "прекрасной эпохи" первых двенадцати лет столетия ("Бель эпок"), эпохи "потерянного поколения" между двумя мировыми войнами и послевоенного (после Второй мировoй войны 1939-1945) мирного пятидecятилетия.
Это культура, создавшая величайшие философские, литературные, живописные, музыкальные, архитектурные шедевры, шедевры в области киноискусства, отмеченная крупнейшими достижениями в области науки и техники. Вместе с тем это эпоха, породившая мощнейшую антикультуру, мифологизировавшая историю и заставившая миллионы, людей на протяжении десятилетий жить в условиях мифической неподлинности.

Сложность и противоречивость форм бытия потребовали сложной интегральности форм культуры, это бытие осмысливающих и переживающих, поставив на первое и особое место среди этих форм философию.

XX век начался в Европе блестящим двенадцатилетием расцвета культуры, получившим на- звание "Бэль эпок". Интеллектуальное и художественное творчество, живое и блестящее, развивалось в соответствии с общей эйфорией, вызванной успехами научно-технической революции: первые успехи кинематографа, первые полеты авиаторов, Всемирная выставка в Париже 1900 г. В этот период художники со всего мира, привлеченные славой французской школы живописи XIX в., собираются в Париже, который становится свидетелем рождения новых направлений в искусстве.

Это набизм, представителями которого были П. Боннар, М. Дени, Ж. Вилар, П. Серюзье и др., объединившиеся в 1888 г. в кружок, когда ни одному из них не было еще 20 лет, и поставившие целью быть "пророками" в вопросах искусства. Отсюда - название "набизм", что по-еврейски и значит "пророк". Основателем этого направления считается Серюзье. Вместе с Дени он был теоретиком сообщества и написал даже маленькое пособие, озаглавленное "АБС живописи". Подчеркивая первичную роль натуры, Серюзье тут же оговаривается, что главное состоит в организующей роли художника, вносящего в картину пропорции, основанные "... на первых, самых простых числах, на их производных, их квадратах, их корнях". Очевидно, что в доктрине набистов присутствует очень сложный символизм, связанный как с философскими, так и с теософскими доктринами. Число три означает у набистов Бога, творца, число четыре - "равновесие материи", число семь "выражает единство Творца и творения, три плюс четыре. Оно стерильно, потому что является числом осуществленного творения". Приведенная цитата из учебника набистов заставляет вспомнить о Союзе пифагорейцев в античности, у которых также существовала мистика чисел.

Вместе с тем в философии набизма был заключен глубокий смысл: попытка преодолеть господствовавшее в обществе противопоставление математики - искусству, подобное противопоставлению религии - науке. Это была попытка, как говорили сами набисты, связать искусство с космосом через введение в него (в искусство) математических пропорций.

Набизм фактически явился связующим звеном нового искусства авангарда с символизмом культуры XIX столетия.

Следующим направлением века был фовизм. Это название живописи нескольких молодых художников, таких, как А. Матисс, Р. Дюфи и др., получила от критика Луки Вокселя после парижской выставки их произведений в 1905 г. за эмоциональную силу и стихийную динамику, отличавшую работы этих художников.

Из всей группы (Фламинк, Ж. Руо, Ван Донген, А. Марке, А. Матисс, Р. Дюфи и др.) самым талантливым оказался Анри Матисс (1859-1954), олицетворявший, наряду с Пикассо, европейскую живопись XX столетия. Трудно охарактеризовать в нескольких словах такое богатство, как творчество А. Матисса. Главное, что видят в Матиссе специалисты - это его постоянная воля и обновление, и "легкость его волшебной руки". Вместе с тем неоднократно отмечалось, что даже самым "легким", по видимости, его работам всегда предшествовали многочисленные подготовительные этюды. Говорят, что у Матисса нет "сюжетной повествовательности", но каждому - свое. Да, Матисс пришел к плоскости форм, но он открыл небывалую концентрацию света, яркого и звучного, не существующего в видимости. И благодаря этому создал свою поэтику, свой поэтический мир. Его технические и стилистические поиски, и в этом еще одна особенность его творчества, всегда были на службе поэтики. Художник восхищается пленительными аксессуарами, растениями, цветами, птицами, он создал свой счастливый, снимающий напряжение гуманизм, явление исключительное в современной живописи, который нельзя увидеть в трагизме Руо, лихорадочном напряжении Пикассо, лиризме Кандинского. Достаточно сравнить прекрасные картины набистов (Дени "Музы", ".Завтрак в Пулдю", Боннара "Весталка") с нарочито блеклыми красками, вызывающими космические ассоциации, с ослепительными натюрмортами Матисса, чтобы понять правоту Арагона, написавшего, что такие художники, словно "открытое окно во мраке жизни, по ним молодые люди составляют представление о солнце".

Матисс. Танец
Матисс. Красные рыбки
Боннар. Уголок Парижа
Пикассо. Сон
Пикассо. Умирающий минотавр
Дюшан. Усатая Мона Лиза

Еще одно направление в живописи вызывало у зрителей в начале века большой интерес - кубизм, первыми художниками которого были П. Сезанн и П. Пикассо (1881-1973), Ф. Леже (1881- 1955), - на их полотнах появляются кубы, цилиндры, конусы как попытка углубить живопись. С развитием фотографии художники отказываются в своих картинах детально воспроизводить действительность и отныне считают своей задачей своими полотнами поднимать не проблемы действительности, а проблемы самой живописи, самой культуры, которая по тем или иным причинам заходила в тупик, оказывалась в кризисе. Вот и кубисты считали глубинным содержанием живописи идеи. Они понимали их как реальность, существующую в сознании художника. В отличие от ощущений, на которые ориентировались импрессионисты, идеи, их содержание ирреально, а иногда и невероятно. Кубизм является одной из разновидностей абстракционизма. Он освобождает содержание произведения от предметных образов и заменяет их геометрическими абстракциями. Для кубиста реальным событием является мышление, происходящее в творце или зрителе, сам же изображаемый цилиндр - предмет ирреальный. Телесные формы в работах кубистов заменяются геометрическими, вымышленными образами, связанными с действительностью только метафорически. Начиная с Сезанна, художники изображают идеи. Это важнейшая характеристика нового искусства XX в. Произведения отныне создаются не как ответ на требования рынка, а как ответ на требования культуры.

Пикассо стилизует, символизирует, созерцает. И потому в его работах, посвященных униженным и оскорбленным ("Семья акробатов с обезьяной", "Семья жонглеров", "Мать и сын", "Актер" и др.), исчезает боль жизни, остаются только фигуры этой боли, элегантно расположенные в их манерной жалости. Современному молодому человеку очень важно понимать творчество Пикассо не только потому, что оно определило характер европейского искусства XX в., но еще и потому, что, развиваясь на протяжении семи десятилетий, с начала века и практически до его завершения, оно было катализатором и рефлектором его философских и эстетических идей, рефлексией гениального художника по поводу изломов и противоречий этого негуманного века.

Другими, в свое время, громкими направлениями в европейской живописи были дадаизм и сюрреализм.
Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г. Автором термина "дадаизм" (от слова дада - детский лепет) был Т. Тзара, а первыми дадаистами - А. Бретон, М. Дюшан, сам Т. Тзара. С перемещением дадаистов в Париж к ним примкнули художники X. Миро, Ф. Пикабия и поэты Л. Арагон и П. Элюар. Сами сторонники движения считали его лишенным логики хаотичным направлением. Свое искусство дадаисты считали средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира.

Дадаизм просуществовал до 1922 г. а затем на его почве возник сюрреализм, принципы которого сформулировал А. Бретон в "Манифесте сюрреализма", а термин придумал поэт Г. Аполлинер. Возникнув в литературе, сюрреализм перешел затем в живопись, театр и кино.

Наибольшее распространение сюрреализм приобрел в живописи, поскольку наглядность, возможность расчленения и монтажа, броская эффектность сочленения противоположных предметов давали ей преимущество по сравнению с другими видами культуры.

Источником своего творчества "сверхреалисты" провозгласили сферу бессознательного и сновидений. Главными художниками-сюрреалистами были С. Дали, Г. Арп, X. Миро, И. Танги, М. Эрнст.
Сюрреализм - это не просто творческий метод одного из видов искусства, это целая философия, что и позволило сюрреализму на довольно длительный период стать методологией всей европейской культуры.

С.Дали. В поисках четвертого измерения
С.Дали. Время течет
Эрнст. 20-й век
Мондриан. Композиция
Мунк. Крик

В основе методологии сюрреализма лежит интуитивизм Бергсона, психоанализ Фрейда, герменевтические принципы Дильтея. Фантазия, интуиция, бессознательное синтезируются в творческий акт, который, в свою очередь, допускает "соединение несоединимого", "правило несоответствия", "свободные ассоциации". Нужно "расстроить" мир, ломая его предполагаемую связность, чтобы пробудить разум к "высшей реальности", к сверхреальности. Скандал и святотатство являются самой сущностью сюрреализма.

Художник-сюрреалист в качестве отправного пункта акта своего творчества выбирает образы внешнего мира. И чем с большим реализмом и точностью будут воспроизведены эти предметы, тем более необычными покажутся произвольные комбинации, которые будут из них сделаны и тем более решительным и разрушительным будет удар, который художник нанесет по этому внешнему миру. Отсюда становятся понятными скрупулезность и фотографическая точность полотен С. Дали (1904-1989), а также тот шок, который они порождают, и вызываемая ими безысходная тоска. Эти комбинации образов позволяют художникам исчерпать все ресурсы своего воображения. Но наряду с реальными образами имеются другие: возникшие из иррационального мира бессознательного. Это примитивные и рудиментарные формы привлекательного цвета, которые X. Миро (1893-1983) запускает в воображаемое пространство, это волнующие зародыши жизни, гибкие и волнообразные, плавающие в ирреальном молочном цвете полотен Ива Танги (1900-1955); это круглые и прочные рельефы одного из основоположников дадаизма X. Арпа (1887-1966); это "элементарные", трагические сражения А. Массона (1896-1987). Поэтический бред выходит за рамки простой игры или фарса, новый свет освещает все эти апокалипсисы: призрачный отблеск мертвых светил. Этот "свет кошмара" и создает необычность полотен М. Эрнста (1891- 1976).

Из других направлений живописи следует отметить абстракционизм и экспрессионизм.
Успеху абстрактного искусства (абстракционизма), безусловно, способствовала коммерциализация живописи, но сказались также и другие причины: известный снобизм, потребность в нефигуративной декоративности. Абстракционизм явился завершением экспериментального демарша, начатого кубистами и сюрреалистами. Последние до конца исчерпали изучение реального, на смену которого пришли чертежи голландца П. Мондриана (1872-1944), одного из первых абстракционистов, полагавшего, что чистые геометрические формы - это и есть подлинная красота.

Несколько иное понимание освобождения от реальной формы встречаем в работах русского художника В. Кандинского (1866- 1944), создавшего в 1910 г. первую абстрактную акварель. Эта акварель была выражением освобождения от сюжета, от всех случайностей внешнего мира, от всех внешних случайностей вообще, красочным и музыкальным выражением собственного внутреннего ритма, и, как писали об этой картине, "невыразимым посланием скрытого космоса". Специалисты называют живопись абстракционизма "метафизической", "сбивающей с толку", "непостижимой".

Со временем абстрактное искусство превратилось в универсальный язык, а для некоторых оно стало продолжением спонтанных инстинктивных жестов, что привело таких абстракционистов, как Гартунг и Матье, к созданию в живописи своеобразных каллиграфических символов. Для других оно явилось духовным опытом, посредством которого обнаружился тупик. Показательно в этом отношении самоубийство в 1955 г. абстракциониста В. де Сталя, произведения которого выражали состояние жуткой неуверенности от пребывания в мире, ставили вопросы, на которые нет ответов, были рефлексией над чем-то беспокойным, раздирающим душу и, в конечном счете, уничтожающим.

Абстракционизм был своеобразной попыткой средствами живописи выразить идеи философии экзистенциализма.

Близкую к абстракционизму позицию занимали сторонники экспрессионизма. Это крупнейшее течение европейской живописи первых трех десятилетий XX в. Неопределенность мировоззренческой и художественной программы обусловила своеобразный плюрализм экспрессионизма. Свойственная ему эмоциональная острота проявилась в творчестве таких французских экспрессионистов, как Ж. Руо, М. Громер, А. Маршан, Б. Бюффе. Как и некоторые другие течения модернизма в европейской живописи, экспрессионизм был порождением последствий Первой мировой войны, открывшей миру ее жестокость и сориентировавшей многих художников на выражение в своих работах ужаса, который война породила в их сердцах.

Экспрессионисты стремятся исказить или преувеличить естественную внешность с целью отражения внутреннего мира (яркий пример - картина норвежского художника Э. Мунка "Крики").

Используются технологии uCoz