14.1. Языческая культура древних славян

Религия

Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин "язычество" - условный, и его используют для обозначения многообразного круга явлений, таких как магия, тотемизм, анимизм и т.д., Которые входят в понятия ранних форм религии. Неизвестный русский автор "Слова об идолах" выделил три основных этапа развития славянского язычества. На перовм славяне поклонялись добрым и злым духам, управляющим стихиями. Это был "дуалистический анимизм" глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные и растения имеют бессмертную душу. грозы.

Перун На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению историков, Род - древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы - божества благополучия и плодородия. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождем, грозой, от него зависел урожай. Он давал жизнь всему живому. Отсюда целый рад понятий - народ, природа, родня и т.д. На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом

Кроме упомянутых, у славян существовало множество других божеств. Это Сварог, Даждьбог, Ярило, Стрибог. Особенно выделялся Велес - покровитель скота и бог богатства, а в дружинной среде он считался богом музыки и песен.

Местом отправления культа служили капища, требища , храмы, в которых волхвы - жрецы языческой религии - молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам, в том числе человеческие.

Князь Владимир попытался реформировать язычество, отдав первенство Перуну, создав киевский пантеон и возобновив человеческие жертвы. Но попытка создать религиозную систему на базе язычества, не учитывая социально-политические изменения, не увенчалась успехом.

Фольклор

Языческая культура нашла свое художественное выражение в народном творчестве, фольклоре, прикладном искусстве и т.д. Заговоры, заклинания, пословицы, поговорки, свадебные и обрядовые песни отражали древнейший быт.

Особое место в устном народном творчестве занимали былины. Они рассказывали о городе Киеве, Владимире Красно Солнышко, богатырях русских, отражая нравственные идеалы народа, черты древнего быта и события повседневной жизни.

Письменность

Большиснтво ученых считают, что тексты древнеславянских священных песен и мифов погибли после христианизации Руси. Даже знаменитую Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позднее 9 века, считают подделкой. Но подделать ее также невозможно, как заново создать Ригведу или Библию. Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян, описывает судьбу различных племен, показывает древнейшую историю наших предков. Согласно этой книге, легендарных братьев Кия, Щека и Хорива - детей Сварога - следует считать основателями Киева и мифическими прародителями русского народа.

До последнего времени считалось, что славяне до принятия христианства не имели своей письменности. Но по мнению ряда историков, Кирилл (827-869) и Мефодий (ок.815-885) были не столько создателями, а лишь реформаторами уже существующей азбуки, основанной на греческом алфавите и использованной в записях Велесовой книги. Кроме того, славяне имели так называемую узелковую письменность. Знаки завязывались на нитях и заматывались в книги-клубки. Кирилл и Мефодий

До сих пор мы говорим "узелки на память" или "нить повествования", а Баба-Яга является типичной языческой жрицей, хранительницей "библиотеки клубков" в берестяных коробках. Эта сложная узелковая пиьсменность не могла соперничать с простой и совершенной системой письма, основанной на кириллице, и постепенно была забыта после принятия христианства на Руси.

Используются технологии uCoz