14.5. Русская культура второй половины 15-16 вв.

На рубеже 15-16 вв. завершился процесс образования единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. Общерусская культура этого периода была поностью подчинена служению "государеву делу". Заботами о Российском государстве проникнуты литература и общественная жизнь, зодчество и даже живопись.

Царь пушка После долгих лет упадка начался подъем материальной культуры русского народа. Высокого развития достигло ремесленное производство и, особенно, литейное дело. Выделялись отливка пушек и колоколов, ткачество, гончарное дело и др. В 16 веке мастера стали бурить скважины свыше 100м, использовать силу воды в механике, попытались наладить производство бумаги.
В Москве открылся пушечный двор. Знаменитым литейщиком 16 века был Андрей Чохов, автор знаменитой "Царь-пушки". Вскоре была организована Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением ценного оружия и государственных регалий. Оружейная палата

Просвещение

Хозяйственные и политические достижения Руси этого времени оказали заметное влияние на повышения уровня грамотности и просвещения. Центром распространения грамотности были монастыри и города. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. Свидетельством довольно широкого распространения грамотности среди городского населения являются новгородские берестяные грамоты. берестяная грамота
Иван Федоров

Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году. Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Федоров (1510-1583) и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая книга"Апостол". Всего до конца 16 в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания.

Архитектура

Архитектура конца XV-XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии, которая в то время была передовой страной Европы.

Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV - начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485-1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными.

По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он "чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством". Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484-1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор (домовая церковь великих князей) и церковь Ризположения.

Успенский собор
Благовещенский собор
церковь Ризположения

Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция - традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли гробницы всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех великих московских князей, а затем - царей до Петра I.

В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487-1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода.

Архитектурным центром Московского Кремля стал "Иван Великий" - столпообразная церковь-колокольня И. Лествичника надстроена в 1600. В XVII в. были построены Теремный дворец, Патриарший дворец и ряд небольших храмов (в XVIII в. - здание Сената, в XIX в. - Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата).

интерьер Архангельского собора
Грановитая палата
Иван Великий
БОльшой кремлевский дворец
Оружейная палата
Спасская башня
Царь колокол

В XVII в. башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Среди башен наиболее значительная - Спасская, на ней часы - Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники русского литейного искусства Царь-пушка (XVI в.) и Царь-колокол (XVIII в.).

В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величия и силы единого Русского государства.
Продолжилось храмовое строительство и в других городах. Монументальные соборы воздвигнуты в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове и в больших монастырях - Кирилло-Белозерском и др.
Развивалось также и другое направление в зодчестве, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К этому времени была изобретена новая система кирпичных перекрытий - кресчатого свода, что позволило строить небольшие бесстолпные храмы. В архитектуре этих храмов более отчетливо выделялись светские элементы.
Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1530-1532) стала первым на Руси новым типом строения и по форме, и по высоте (около 60 м). Храм был построен в честь рождения наследника престола Василия III - будущего царя Ивана Грозного.

Кирилло-Белозерский монастырь
церковь Вознесения
собор Василия Блаженного

Вариантом шатрового храма стал Покровский собор (собор Покрова на рву), получивший название собора Василия Блаженного - по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Построенный в 1555-1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани, собор представляет собой группу из девяти столпообразных (столпных) храмов, размещенных на общем постаменте - высоком подклете и объединенных внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества. Архитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно. Живописность композиции и пышность наружного убранства, а также малая площадь отдельных приделов, где одновременно могут находиться пять-шесть человек, свидетельствуют о том, что собор замышлялся как храм-памятник. Он рассчитан в основном на внешнее восприятие.
В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство (строительство крепостей). Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских городах.

В Москве в 1535-1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы - Китай-город. В 1585-1593 гг. архитектором Петроком Малым была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы - Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595-1596 гг. он построил Смоленский кремль, в архитектуре которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления. Последняя линия внешнего укрепления Москвы - деревянные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо) - "Скородом" были поставлены в конце XVI в. в связи с набегами крымских татар.

Новодевичий монастырь Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Пафнутьево-Боровский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, на Севере - Кирилло-Белозерский, Соловецкий и др. Иосифо-Волокаламский монастырь

Живопись

Дионисий. ОДигитрия Живопись конца XV-XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия (ок. 1440-1502/03). Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества.
Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае, о чем свидетельствует надпись на храме. Это редкий случай, когда фрески сохранились почти полностью в первозданном виде. Выполнено около 25 композиций на тему Богородицы ("Собор Богородицы", "Похвала Богородице", "Акафист Богородице" и др.). Фрески создают праздничное настроение в основном за счет колорита - нежных полутонов: бирюзовых, бледно-зеленых, светло-розовых и других тонов, объединенных ярко-лазурным фоном. Фрески представляют собой многофигурные композиции на фоне пейзажей с далекими светлыми горками и тонкими деревьями. Дионисий. Распятие

Дионисий с учениками написал также иконостас этого собора. Кисти самого Дионисия принадлежит икона "Богоматерь Одигитрия" (Путеводительница).
Работы Дионисия - иконы и фрески - отмечены утонченным рисунком, изысканным колоритом, пышной декоративностью, отличаются праздничностью и нарядностью, светлой радостью.
Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Наряду с традиционными изображениями святых и московских князей появляются портреты византийских императоров и античных мудрецов: Гомера в русском платье, Вергилия - в мантии и широкополой шляпе, Плутарха, Аристотеля и др.

Живопись конца XV-XVI в. характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Эти же мотивы начинают проникать и в другие виды культуры.
Успешно развивается декоративно-прикладное искусство. Памятники XVI в. русской резьбы по дереву - "Мономахов трон" Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вместо шелковых нитей используются металлические - золотые и серебряные, широко применяется жемчуг, драгоценные камни.

Шапка Мономаха

В XVI в. развивается и искусство литья, русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.
Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени - царский венец - шапка Мономаха, в которой впервые в истории Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV.

Культура Московской Руси XIV-XVI вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры - в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.

Используются технологии uCoz