15.3. Русская культура середины 18 века

Развитие русской культуры середины 18 века делится на два этапа:   

Анна Иоанновна

1. 30-е годы - мрачное время правления Анны Иоанновны (1730 - 1740), Бирона, засилья иностранцев, временщиков. В это время наблюдается отход от политики Петра I, упадок государственной и культурной жизни, утрата художественных традиций, знаний, кадров.

 2. 40 - 50-е годы - период правления Елизаветы Петровны (1741 - 1761). С воцарением Елизаветы возрождается линия Петра I, происходит оживление культурной жизни, поощряется все отечественное. В середине 18 века русская культура делает значительный шаг вперед.

Елизавета Петровна

 Наука и образование.

Главное событие в истории русской культуры этого периода - это открытие первого российского университета. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова при активной поддержке И.И. Шувалова был создан Московский университет. Первым директором университета стал единомышленник Ломоносова - А.М. Аргамаков. Для университета Ломоносов составил план и программу обучения, подобрал преподавателей. По его настоянию лекции читались русскими профессорами и только на русском языке. Студенты обучались на трех факультетах - философском, медицинском и юридическом. Будущих студентов готовили в университетской гимназии с отделениями на дворян и разночинцев. Обучение в университете продолжалось 7 лет. Численность студентов была невелика - от 50 до 100 человек. В университете учились и преподавали известные в последствие писатели-просветители Н.И. Новиков и Д.И. Фонвизин. Из университетского пансиона вышли такие выдающиеся литераторы, как А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов.

Ломоносов
И.И.Шувалов
Н.И.Новиков
Фонвизин
Грибоедов

Кроме университета, в середине 18 века в России появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге - это Танцевальная школа (ныне училище им. А.Я. Вагановой), в Москве - Балетное училище и Академия художеств, открывшаяся в 1757 году. Открытием Академии было положено начало систематической основательной подготовке молодых мастеров в самой России.

Художественная культура. Театр.

Ф.Г.Волков
громное значение для культурной жизни России имело создание театра. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади было выстроено здание. Там давала спектакли немецкая труппа И.Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, и театр прекратил свое существование в 1796 году. В середине 18 века во многих городах российской империи выступали иностранные актерские труппы - французские, немецкие, итальянские. В 1750 году в Ярославле начинались спектакли первого провинциального театра с русскими актерами. Во главе театра стоял известный актер Ф.Г. Волков (1729 - 1763).

В 1752 году по настоянию Елизаветы Петровны Ярославский театр переехал в Петербург и в 1756 году на его основе был создан первый государственный театр - Российский театр (с 1832 года - Александрийский). Директором его стал А.П. Сумароков (1717 - 1777), поэт, автор первых русских комедий и трагедий. Первая трагедия Сумарокова называлась "Хорив" (Хорив - один из легендарных основателей Киева).

Архитектура.

Растрелли

Царствование Елизаветы Петровны было в культурном отношении для России почти тоже, что царствование Людовика XIV для Франции. Искусство стало частью большой политики, превратилось в средство прославления величия, мощи и славы новой империи. В это время формируется стиль русского барокко. Создателем стиля является Ф.Б. Растрелли (1700 - 1771). Шестнадцатилетним юношей вмести с отцом, известным скульптором, он переехал в Россию. Восемь царствований он пережил на берегах Невы.

Приехал в Санкт-Петербург, город с низенькими, приземистыми домами, а оставил после себя изумительные по своей красоте дворцы. Растрелли хорошо знал и древнее зодчество, и московскую архитектуру 17 века. Поэтому, хотя барокко - общеевропейский стиль, но в творениях, созданных Растрелли, чувствуется и русский колорит.

Особенности русского барокко - широта замыслов, четкость планов, гармоничность композиции, слитность архитектуры и скульптуры, сочетание дворцовой и церковной архитектуры, использование традиционных луковичных куполов, многоцветная окраска, характерная для храмов 17 века. Лучшие произведения Растрелли представляют собой большие загородные дворцово-парковые резиденции. Во второй половине 1740-х годов архитектор значительно расширяет Большой Петергофский дворец, а в 1752 - 1757 годах заново строит Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Огромный регулярный комплекс Царского Села, формировавшийся на протяжении всей первой половины века трудами А.В. Квасова, С.И. Чевакинского, а затем Растрелли, построен по центрально осевому принципу: на одной оси последовательно "нанизаны" Новый сад, Екатерининский дворец и старый сад с павильоном Эрмитаж и выдвинутым в сторону пруда павильоном Грот. Большой дворец, так же как и в Петергофе, выдержан в типе так называемого "блока-галереи". Он сильно вытянут в длину, художественная выразительность сконцентрирована в фасадах, выходящих в стороны обоих парков. Архитектор всячески уничтожает впечатление плоскости, насыщая фасад дворца пластическими элементами - кариатидами, колоннами, частично "уплотненными" в стене и составляющими с ней неразрывное целое, растительной орнаментации наличников. Эти особенности, так же как общее ощущение массивности и нарядности, присущи и Зимнему дворцу (1754 - 1762), и частным петербургским дворцам Воронцовых и Строгановых.

Екатерининский дворец в Царском селе
Царское село. Екатерининский парк. Павильон Грот
Дворец Строгановых
Архитектура Растрелли рассчитана на то, чтобы в первую очередь апеллировать чувствам, воздействуя на них праздничностью и типичной для барокко импозантностью. Русское барокко не оперирует с камнем с его четкими гранями и профилировками - стены построек оштукатурены и поэтому не отличаются идеальной гладкостью. Это традиционной для русского зодчества сочетание рукотворной поверхности фасада и его яркой оранжевой, лазоревой, бирюзовой окраски в ансамбле с белыми колоннами, позолоченной и разнообразно расцвеченной орнаментацией сообщает архитектуре торжественный и радостный, близкий к народным идеалам характер.
Тронный зал

Изобразительны и очень разнообразны интерьеры Растрелли, особенно великолепная анфилада комнат Екатерининского дворца, порождающая иллюзию бесконечно развивающегося пространства, сверкающая зеркальными поверхностями и резкой золоченой орнаментацией. Театральный характер интерьеров дополняют живописные платформы.

Значительное место в творчестве Растрелли занимает культовое и монастырское строительство. С конца 40-х годов архитектору поручается проектирование и строительство Смольного монастыря в Петербурге. В соборе монастыря Растрелли переводит на язык барокко тип русской пятиглавой церкви. Боковые главы не рассредоточены здесь по углам здания, а вплотную примыкают к центральному куполу. Благодаря этому возникает чрезвычайно компактная и динамичная композиция, превращающая собор в одну из важных градостроительных точек. Мотив башен, словно эхо, повторен в церквях корпуса келий и в деталях ограды, где путем постепенного ослабления этого мотива зодчий как бы сводит темы на нет. Вариант пятиглавия, предложенный Растрелли, позволяет говорить о творческой интерпретации средневековой традиции, уже превратившийся в историческое достояние.
Смольный монастырь (собор)

На протяжении первой половины 18 столетия московская архитектура шла собственным, несколько замедленным по сравнению с петербургским, но вполне оригинальным путем. Еще до основания северной столицы она обнаружила тяготение к новшествам. В компромиссном варианте здесь было намечено многое из того, что затем воплотилось в архитектуре Петербурга. Именно в Москве еще в переходных формах были осуществлены новые типы административных зданий (Арсенал в Кремле), дворцово-парковых ансамблей (усадьба Ф. Головина в Лефортове), культовых построек, увенчанных шпилем (церковь Архангела Гавриила, так называемая Меньшикова башня). В дальнейшем 30-е и особенно 40 - 50 годы 18 века Москва развивала принципы современного зодчества в соответствии с собственным эстетическим представлением. Бережное отношение к традиции характерно для деятельности И.Ф. Мичурина, составившего первый точный план Москвы. Архитектор предусмотрел благоустройство улиц, достройку незавершенных зданий и приведение в порядок старых. Главной заслугой Мичурина явилось основание московской архитектурной школы. Его ученикам - А.П. Евлашеву, В.А. Обухову и особенно Д.В. Ухтомскому - удалось соединить принципы нового зодчества с живыми и пользовавшимися призванием в Москве и провинции понятиями о красоте: любви к несколько тяжеловатому, пластичному объему, обильной и сочной орнаментации, звучной, хотя и не всегда утонченной, окраске фасадов.

Арсенал в Кремле
Меньшикова башня
Церковь Никиты Мученика
Дом Апраксиных

Во главе московской архитектурной школы долгое время стоял Д.В. Ухтомский (1719 - 1774). Самые известные его сооружения - Красные ворота и достроенная им многоярусная колокольня Троице-Сергиевской лавры (1741 - 1769), органически вошедшая в колоритный ансамбль старого монастыря. В Москве было немало богатых городских усадеб. Некоторые из них, подобно домам А.П. Бестужева-Рюмина и Демидовых, вытянуты вдоль улиц, а фасадами обращены в реке. Такое сочетание городского и загородного поместий гораздо реже встречается в Петербурге с рано зародившимися в нем урбанистическими тенденциями. Из числа почти несохранившихся светских построек Москвы середины столетия до нас дошел несколько перестроенный грузный и нарядный дом Апраксиных на Покровке. Большинство московских храмов этого времени сохраняет традиционное трехчастное построение и состоит из собственно церкви, трапезной и колокольни. Как было принято в старой русской архитектуре, купол перекрывает большое единое пространство и завершается легким декоративным фонариком (храм Никиты Мученика).

Скульптура.

Процесс становления новых методов в скульптуре происходил медленнее, чем в других искусствах. Слишком долго смотрели русский люди на круглую скульптуру, как на языческих "болванов". Правда, и в первой половине 18 века, и ранее существовала прекрасная полихромная деревянная скульптура Вологды и московской школы. Но она была преимущественно религиозного содержания, а светской скульптуре нужны были иные пути развития. В первой половине 18 века постепенно осваиваются все жанры станковой и монументальной светской скульптуры.

Большую роль в формировании светской скульптуры в России сыграли заграничные путешествия русских людей. Они познакомились с памятниками на площадях городов, декоративной скульптурой прославленного Версаля и итальянских садов. Не меньшее значение имела покупка статуй для Летного сада работы венецианских мастеров конца 17 - начала 18 века и даже античных подлинников (статуя Венеры Таврической). Летний сад, служивший в теплое время огромным "залом" для ассамблей и балов, был своего рода наглядной школой, приобщавшей любознательного зрителя к искусству, для которого стал показателен новый способ мышления аллегорическими образами. Использование скульптуры в разнообразных декоративных целях, в частности для украшения триумфальных сооружений, составляет одну из характерных черт петровского времени. На фасадах Летнего дворца сохранились терракотовые барельефы, расположенные между окнами и над главным входом. Автор лучших из них - немецкий скульптор А. Шлютер. Панно кабинета Петра I в Большом Петергофском дворце принадлежат французскому скульптору П. Пино. Вырезанные в невысоком рельефе из дерева, нарядным узором плотно заполняющие поверхность стены, они олицетворяют разные искусства, воинские доблести, охоту и т.д.

Летний сад
Панно кабинета Петра 1

Наиболее крупным скульптором этого периода является Б.К. Растрелли (1675 - 1744). Флорентинец по происхождению, работавший в Риме и Париже, он был воспитан в традициях барокко. Растрелли приехал в Россию в 1716 году и трудился здесь до конца жизни. Выполненные Растрелли бюсты А.Д. Меньшикова и Петра I положили начало развитию русского скульптурного портрета. Созданию бюста Петра I предшествовала большая работа с натуры. Растрелли исполнил маску с живого Петра и восковую модель. Растрелли исполнена и первая монументальная скульптура - статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1733 - 1741). Императрица предстоит в великолепном коронационном уборе, в сопровождении арапчонка, подносящего ей державу. Рослая и тучная, с лицом, как говорили современники: "более мужским, чем женским", Анна Иоанновна производит сильное, почто пугающее впечатление. Самое значительное произведение Растрелли - конный памятник Петру I. В нем отразились впечатления скульптора от монументов античности, Возрождения и 17 века. Петр изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне в облачении римского императора. Примечательна судьба этого памятника. Отлитый в 1740 - 1745 годах уже после смерти скульптора под руководством его сына, архитектора Ф.Б. Растрелли, он полвека пролежал в сарае всеми забытый. Только в 1800 году по приказу Павла I он был установлен перед Инженерным замком в Петербурге.

Бюст Петра 1
Конный памятник Петру 1
Анна Иоанновна с арапчонком

Живопись.

В живописи середины 18 века ведущим жанром остается портрет. Один из крупнейших художников этой эпохи - И.Я. Вишняков (1699 - 1761), лирик и мастер детского портрета. В портретах Сары и Вильгельма Фермер, а также мальчика Ф.М. Голицына, застенчивость моделей и их непривычность к позированию диктует деликатную манеру исполнения. Изображение детей и парные портреты супругов Н.И. и К.И. Тишининых свидетельствуют о стремлении создать нарядную по колориту картину с торжественной постановкой фигур, интересным, а иногда и не нужным фоном.

Вишняков. Портрет  мальчика Голицына
Вмишняков.Портрет К.Тишининой
Вишняков. Портрет юноши

Другой крупнейший художник середины 18 века - А.П. Антропов (1716 - 1795), мастер камерного и парадного портрета, художник большой реалистической силы. Среди его работ - живой и полнокровный портрет Елизаветы Петровны, парадное, и весьма неоднозначное по характеристике изображение Петра III, а также портреты священнослужителей, архаические, тяготеющие к парсуне, что продиктовано вкусами заказчиков. Камерные портреты Антропова, небольшие по размеру, чаще всего прямоугольные по формату, отличаются несколько однообразной и грузноватой посадкой фигур, которым словно тесно в отведенном пространстве холста (портрет А.М. Измайловой). Форма лица обычно приближена к овалу и производит впечатление почти стереоскопичной. Таков портрет атамана Ф.Н. Краснощекова. Полотна Антропова исполнены уверенной кистью и отличаются ярким локальным цветом.

Антропов. Портрет Измайловой
Антропов. Портрет Краснощекова
Антропов. Портрет Петра 3
Аргунов. Императрица Елизавета Петровна

Близок Антропову И.П. Аргунов (1729 - 1802) крепостной, художник Шереметевых, происходивший из замечательной династии, давшей и живописцев, и архитекторов. Его картины отличает пластичность, красивый теплый колорит, естественность и непринужденность. Значительная часть работ Аргунова - члены семейства его хозяев Шереметевых и их предки. С желанием заказчиков иметь фамильную галерею связан особый жанр в живописи 18 века - исторический или ретроспективный портрет.

Произведения иностранцев, работавших в середине столетия, выполнены в духе рококо. Этот стиль имел в России французских (Л. Токке), немецких (братья Г.-Х. и И.-Ф. Грот, Г.-К. Преннер), итальянских (П. Ротари) представителей. Особый вклад в развитие русской живописи внес Георг Грот (1716 - 1749). Среди полотен Грота особенно хороши парадные портреты малых форм - утонченное, грациозное изображение Елизаветы Петровны на коне в мундире Преображенского полка и черном маскарадном костюме. Грот - прекрасный колорист: тончайшие переливы голубовато-зеленоватых цветов, сближающихся с розовым и сиреневым, придают его холстам оттенок серебристой мозаики. В ряде мужских портретов В.В. Долгорукова, А.Д. Демидова - Грот досконально передает не только физиономические свойства персонажей, но и их характер, используя порой приемы гротеска. В полотнах Грота предстают образы лицемерия, уязвленной гордыни, сословной выспренности и т.п. Все это свидетельствовало о том, что в русском искусстве пробуждалось внимание к оттенкам внутреннего состояния личности, воплощение которых составило важнейшую задачу во второй половине столетия.

Большое влияние на развитие русской культуры середины 18 века оказала многогранная, полная творческих исканий и находок деятельность М.В. Ломоносова (1711 - 1765). Универсальность характеризует деятелей русской культуры 18 века. В этом смысле Россия 18 века напоминает европейский ренессанс. О Петре I принято говорить, что он знал 14 ремесел. В разных областях культурной деятельности, в науке и искусстве с одинаковым блеском работал М.В. Ломоносов. Позднее Пушкин назовет Ломоносова "первым нашим университетом". М.В. Ломоносов создал концепцию о корпускулярном строении вещества, сформировал закон сохранения материи и движения, открыл атмосферу на Венере, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Ломоносов также крупнейший русский поэт, он заложил основы современного русского литературного языка. Ломоносов возродил забытое в России искусство мозаики. Он основал первую химическую лабораторию, где получал цветное стекло, создал 112 оттенков смальты. У Ломоносова был грандиозный замысел создать более двадцати огромных мозаичный панно для Петропавловского собора. До нас дошла мозаика "Полтавская баталия", на создание которой пошло свыше миллиона кубиков разноцветной смальты.

Используются технологии uCoz