15.4. Просветительское движение в России. Его особенности и крупнейшие представители

Во второй половине 18 века в России получают распространение идеи Просвещения. Это эпоху правления Екатерины II (1762 - 1796). Сама императрица всячески пыталась создать имидж просвещенного монарха. Она переписывалась с Вольтером, приглашала в Петербург Дидро, читала сочинения Монтескье. Однако подход Екатерины II к идеям просвещения был избирательным. Она разделяла идеи просветителей о том, что образование, воспитание, просвещение являются главными средствами совершенствования общества. В тоже время идеи о "естественных" правах человека, о равенстве всех от рождения, с которыми активно выступали французские философы, отвергались ею. Все, что могло поколебать абсолютистский, феодально-крепостнический строй, было неприемлемо для Екатерины II.

Екатерина II
Разумовский
Шувалов
Орлов

Подражая Екатерине II, переписывались с французскими просветителями и многие вельможи, такие как Разумовский, Бецкой, Шувалов, Голицын, Дашков, Орлов и многие другие. Бывая за границей, они посещали французских философов и даже предлагали им свои поместья в России (графы Орловы, К.Г. Разумовский). Увлекалась новыми идеями русская молодежь, учившаяся за границей ("Лейпцигские студенты" Ушаков, Радищев, Кутузов). Переводы и оригиналы французских просветителей получили в России широкое распространение. Больше всего увлекались Вольтером. Он был произведен в члены Российской Академии наук. Ему было поручено написать историю Петра Великого.

Дашков
Ушаков
Радищев
Кутузов

Просвещение и проблема воспитания совершенного человека

Татищев Одна из центральных идей русского Просвещения - идея воспитания совершенного человека, создание "новой породы людей". Оригинальные мысли на этот счет высказывали В.Н. Татищев (1686 - 1750), А.Д. Кантемир (1708 - 1744). Екатерина II также была убеждена, что если человека с ранних лет правильно воспитывать, то можно создать "новую породу людей" - просвещенных, гуманных дворян, купцов, промышленников и ремесленников.
Кантемир

С этой целью в 60 - 70-е годы была сделана попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений. Предусматривалось создание закрытых "воспитательных училищ", куда бы поступали дети не раньше 5 - 6 лет, еще не испорченные дурным влиянием и неправильным воспитанием. Они находились бы в училище до 18 - 20 лет. Теоретическую разработку, практическое осуществление этого проекта Екатерина II поручила И.И. Бецкому (1704 - 1795). При создании такого рода учебно-воспитательных заведений строго проводился сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, "училища для благородных девиц"; для разночинцев - коммерческие училища, воспитательные дома во всех губерниях, где находили приюти получали воспитание дети, оставленные родителями. Воспитание и образование крестьянских детей не предусматривалось. Екатерина II утверждала, что "рабы и слуги существуют от сотворения мира, и это богу отнюдь не противно".

Смоленский монастырь

Среди созданных в это время учебно-воспитательных заведений одно имеет особой значение в истории русского Просвещения. В 1746 году было создано Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге, которое положило начало женскому среднему образованию в России. Девочек обучали музыке, танцам, рисованию, литературе, иностранным языкам. Всего по штату полагалось 200 воспитанниц. Они делились на 4 возраста: от 6 до 18 лет. Каждый возраст имел платья своего цвета: коричневого, голубого, серого и белого.

Идеи просвещения и самодержавная власть.

Проблемы государственной власти, ее роль в жизни страны, пределы власти, значение личных качеств монарха оказались в центре русского Просвещения. Дворянские идеологи были убежденными сторонниками абсолютной монархической власти. Крестьянство видело в монархе своего защитника от притеснений помещиков и чиновников. Сложнее была позиция просветителей. Они выработали понятие о "просвещенном абсолютизме". Эта теория была общей для западноевропейских и русских просветителей. Первый в России вариант просвещенного абсолютизма был разработан Ф. Прокоповичем, видным деятелем петровской эпохи. Теория Прокоповича обосновывала приоритет светского начала, разума, науки, опирающихся на сильную и просвещенную государственную власть. Носителем государственной власти должен быть "философ на троне", просвещенный монарх, который правит, опираясь на законы, и способствует развитию наук, образования, просвещения. Большинство деятелей русского просвещения (Татищев, Кантемир, Сумароков, Ломоносов и др.) считали, что благо

Сумароков Первый в России вариант просвещенного абсолютизма был разработан Ф. Прокоповичем, видным деятелем петровской эпохи. Теория Прокоповича обосновывала приоритет светского начала, разума, науки, опирающихся на сильную и просвещенную государственную власть. Носителем государственной власти должен быть "философ на троне", просвещенный монарх, который правит, опираясь на законы, и способствует развитию наук, образования, просвещения. Большинство деятелей русского просвещения (Татищев, Кантемир, Сумароков, Ломоносов и др.) считали, что благо России лишь в просвещенном абсолютизме.

Иное решение вопроса было предложено основоположником русского правоведения С.Е. Десницкого (1740 - 1789), профессора Московского университета, в свое время учившегося в Англии. Он считал, что самодержавная власть должна быть ограничена Сенатом, избираемым всеми сословиями. По сути дела предлагалась конституционная монархия. С этим никак не могла согласиться Екатерина II.

Идеи Просвещения и крепостное право в России.

Развитие в России капиталистического уклада привело к тому, что в общественной мысли на одно из первых мест постепенно выдвигаются экономические и социальные проблемы, проблемы крепостного права, взаимоотношения крестьян и помещиков. Долгое время феодально-крепостнический строй всеми, в том числе и вполне прогрессивными людьми своей эпохи, воспринимался как нечто естественное. Однако положение крестьян, взаимоотношение крестьян и помещиков привлекают к себе все более пристальное внимание общественной мысли. Сначала никто не говорит об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Говорят о гуманном к ним отношении, об ограничении эксплуатации, о прекращении помещичьих зверств, о смягчении нравов общества путем просвещения. Но уже в 18 веке возникает мысль о том, что решение крестьянского вопроса неотделимо от решения вопроса о политическом строе.

В 1790 году А.Н. Радищев (1749 - 1802) опубликовал главный труд своей жизни - книгу "Путешествие из Петербурга в Москву". Исследовав в своем "Путешествии …" все стороны крепостничества - бесчеловечность, безнравственность, экономическую неоправданность, невыгодность для народного хозяйства страны, Радищев пришел к выводу о необходимости отмены крепостного права. Чтобы решить крестьянский вопрос, нужно уничтожить самодержавие революционным путем - к такому выводу приходит Радищев. Он первым в России признал право народа на вооруженное восстание против самодержавия, увенчав революционной идеей развитие русской общественной мысли 18 века. Екатерина II оказалась одной из самых внимательных читательниц "Путешествия …". "Бунтовщик хуже Пугачева" - таков был ее не лишенный оснований вывод. Книга Радищева была запрещена, а он сам приговорен к смертельной казни, которая заменяется ссылкой на 10 лет в Сибирь.

Идеи Просвещения и русское православие.

Несходство путей развития России и Запада определило важную особенность российского Просвещения. Хорошо известно знаменитое "вольнодумство" французских просветителей, их враждебное отношение к католической церкви, порой принимавшее форму открытого атеизма. Вопрос о существовании бога был предметом острых споров между ними. Так, Дидро заявил, что бога нет; Руссо утверждал, что видит бога в каждом творении; Вольтер считал, что если бога нет, то его следует выдумать как моральную узду для человечества. Но главное заключалось в том, что французское Просвещение носило светский характер.

В России же философия еще полностью не отделилась от религии. Поэтому в среде просветителей того времени вопрос о существовании бога открыто не обсуждался. Русские естествоиспытатели, ученые и философы, включая Ломоносова, занимали позиции деизма. Деизм - это учение, согласно которому бог, сотворив мир, уже больше не вмешивается в его развитие. Богу отводится роль зачинателя мира, первопричины всего сущего. Сам же мир, как бы получив толчок, в дальнейшем развивался самостоятельно, в соответствии с природными законами. Русские просветители выступали против невежества, суеверий, мистицизма, обличали пороки священнослужителей. Ходившее в обществе знаменитое стихотворении Ломоносова "Гимн бороде" принесло много неприятностей его автору. Но в целом все они оставались на позиции христиан.

Развитие журналистики и книгопечатания.

Для России второй половины 18 века характерно возникновение и распространение различных обществ и кружков. Они имели тщательно разработанные уставы и строгую дисциплину ("Общество друзей словесных наук"), другие были основаны на родственных и дружеских связях, на общих духовных интересах. В русле этого достаточно широко движения шло распространение и масонских лож. Многие из этих кружков стремились активно участвовать в общественной жизни, издавать книги, газеты, журналы. Именно периодическая печать, журналистика сыграли главную роль в распространении идей Просвещения. Поэтому Просвещение в России носило не столько философско-художественный, как во Франции и Германии, сколько публицистический характер.

Крупнейшим журналистом, книгоиздателем России второй половины 18 века был Н.И. Новиков (1744 - 1818). Его называют отцом русского просвещения. Новиков издавал сатирические журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек", в которых критиковал крепостное право, жестокость помещиков, высмеивал галломанию - повальное увлечение всем французским в ущерб национальному. Новиков осмеивался критиковать даже государственную политику Екатерины II, например, его возмущала организация внешней торговли России, когда за "галантерейные вещи" Россия расплачивалась товарами первой необходимости (пенькой, железом, юфтью - обработанной кожей, полотном). Журнал "Живописец" считали лучшим периодическим изданием 18 века. В журнале сотрудничали Радищев, Фонвизин, Сумароков.

Издавая сатирические журналы, Новиков мечтал о развитии в России книжного дела. В 1772 году он напечатал "Опыт исторического словаря о российских писателях" - энциклопедию, в которую включил сведения о более чем 300 русских мыслителях 11 - 18 веков. Впервые в России он издал забытые или ранее не опубликовавшиеся архивные материалы. В 1775 году Новиков вступил в масонскую ложу. В 1778 году по предложению масонов он взял в аренду типографию Московского университета. Скоро она стала одной из лучших в Европе: в 1788 году она издавала 41% книжной продукции России. Это были учебники, словари, книги французских просветителей, русские древности. Екатерину II тревожило распространение кружков и обществ, не связанных правительственной опекой. Издательская и филантропическая деятельность Новикова давно была на подозрении. В 1792 году Новиков был арестован, его типография закрыта. Он был приговорен к 15 годам тюрьмы в Шлиссельбургской крепости. Но частные типографии в России в 1802 году были вновь восстановлены.

Используются технологии uCoz