15.5. Художественная культура России второй половины 18 века

Во второй половине 18 века на смену барокко приходит классицизм. Художественным идеалом классицизма была античность, в русской культуре часто переломленная через творчество мастеров итальянского Возрождения. В России зачатки классицизма были заметны уже в первой четверти 18 века, особенно в архитектуре, которую отличали простота, уравновешенность и строгость. Но реальные возможности для развития классицизм получил лишь во второй половине 18 века. Развитие промышленного производства, формирование всероссийского рынка, активизация внешней торговли - все это потребовало строительства зданий промышленного, государственного, общественного значения (банки, биржи, рынки, гостиные дворы, присутственные места). Развитие культуры и просвещения в России привело к строительству зданий библиотек, театров, университетов, академий. Приемы и форма барокко изысканно сложные и пышные, оказывались теперь неприемлемы. В тоже время классический стиль, ясный, гармоничный, выразительный, подходил для этих целей.

Петр III
Была еще одна причина распространения классицизма в России, 18 век называют "золотым веком" дворянства, сословные права и привилегии которого были значительно расширены. Манифест императора Петра III "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" 1762 года законодательно отменил для них обязательную государственную службу. Манифестом провозглашалось, что каждый дворянин волен сам определять, где, сколько ему служить и служить ли вообще. Екатерина II подтвердила манифест Петра III. В течение 1762 - 1763 годов многие дворяне вышли в отставку и разъехались по своим усадьбам. Они постепенно превращались в сельских жителей, тех помещиков, облик и быт которых хорошо известны из русской классической литературы 19 века.

Манифест Петра III благоприятно повлиял на развитие культуры. Отныне дворяне, располагавшие достаточными средствами, могли посвящать свое время чтению книг и занятием искусством. Кроме того, развернулось большое строительство в дворянских усадьбах. На смену барочному дворцовому искусству приходит усадебное искусство. Для дворянской усадьбы стиль барокко был малопригоден, он не соответствовал ритму и строю усадебного быта. Усадебное искусство основывалось на синтезе двух художественных стилей - классицизма и сентиментализма. Типичный облик русской усадьбы - дом с классическим портиком среди зелени пейзажного парка. Парк стал необходимым условием достойного существования человека. Ежедневная прогулка по парку сделалась обязательным компонентом быта и не только сельского, но и городского. Стремление жить на лоне природы разделяли в ту пору многие. И в этом воплощались идеи просветителей, идеи Руссо о том, чтобы быть ближе к природе. Во второй половине 18 века возникают прекрасные усадебные ансамбли под Москвой - Архангельское, Кусково, Останкино.

Архангельское
Кусково
Останкино

Архитектура.

Классицизм проявил себя во всех видах искусства, но наиболее полно он выразил себя в архитектуре. Архитектура русского классицизма во второй половине 18 века пережила 2 этапа: ранний классицизм (60-е - начало 80-х годов) и строгий классицизм (середина 80-х - 90-е годы). На первом этапе ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других типов построек. В основе планировочных схем, как правило, лежали одна - две правильных геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник), а объемы зданий монолитны. На втором этапе преобладали частные городские дворцы и усадебные постройки с присущей им схемой - центральный корпус соединялся с боковыми флигелями посредством галерей.

Крупнейшими мастерами раннего классицизма - А.Ф. Кокоринов (1726 - 1772) и француз Ж.Б. Вален-Деламот (1729 - 1800). Они авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764 - 1788). Здание расположено на берегу Невы. В плане представляет собой почти квадрат, в который вписан величественный круглый двор. Строгие благородные формы, четкий ритм колонн и пилястр - черты классического стиля. Вален-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1766 - 1769).
Величайшим мастером русского классицизма, художником необычайной фантазии был В.И. Баженов (1737 - 1799). Он покорил и Рим, и Париж. Первым из русских архитекторов был избран в члены трех Академий Европы: Римской, Флорентийской, Болонской. Но на родине его судьба сложилась трагически. Дважды Екатерина II прерывала осуществление его главных проектов: Кремлевского дворца и дворцово-паркового ансамбля в Царицыне под Москвой. Сам дворец построен не был, но Баженов выполнил в дереве его модель размером 17х10 метров. Модель дворца служила образцом, которые следовали многие архитекторы. Ее показывали как восьмое чудо света. Самым совершенным творением Баженова в Москве является дом П.Е. Пашкова (1784 - 1786), Ныне здание Российской государственной библиотеки. Здание построено по принципу государственного дворца. Уличный фасад украшен коринфским портиком, поднятым на уровень второго этажа, по бокам портика - статуи. Над центральным корпусом - балюстрада, а над ней бельведер (беседка над домом). Здание возведено на крутом холме и лицевым фасадом обращено к Кремлю. На склоне холма был разбит сад, внизу обнесенный кованой решеткой.

Малый Эрмитаж
Дом Пашкова
Колонный зал

Расцвет строгого классицизма связан с творчеством М.Ф. Казакова (1738 - 1812). Он построил почти все монументальные здания Москвы конца 18 века. Выдающимся произведением Казакова является Московский сенат (Присутственные места, 1776 - 1787). Сенат представляет собой почти равносторонний треугольник, одна сторона которого параллельна кремлевской стене, выходящей на Красную площадь. У вершины треугольника расположен купол, который перекрывает большой круглый зал с величественными белыми коринфскими колоннами. Этот зал современники называли "русским пантеоном". Казаков построил также дом Благородного собрания (середина 1780-х годов). Внутри здания - знаменитый Колонный зал с коринфской колоннадой, предназначенной для торжественных церемоний. Казаков - создатель здания Московского университета, сгоревшего в 1812 году и восстановленного Д.И. Жилярди.

Третий крупнейший зодчий второй половины 18 века - И.Е. Старов (1745 - 1808). Он получил свои первые знания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для различных городов, но ее важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783 - 1789). Это огромная городская усадьба Г.А, Потемкина, носившего титул князя Таврического. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает роскошь интерьеров. Внутри Таврического дворца развертывалась грандиозная анфилада залов: круглый римский купольный зал - вестибюль, затем великолепный и огромный Екатерининский зал с прекрасной ионической колоннадой и, наконец, зал-сад с круглой беседкой в центре. Многое в этом комплексе изменило время. Но дух высокого искусства ощущается в общем облике дворца и по сей день.

Таврический дворец
Таврический дворец

В 80 - 90-е годы в русскую архитектуру строгого стиля входят такие зодчие, как Кваренги и Камерон. Д. Кваренги (1744 - 1817), итальянец по происхождению, приехал в Россию в расцвете сил и таланта, когда ему исполнилось 36 лет. Он был уже известен в Европе. Россия стала для Кваренги второй родиной. Основная его деятельность протекала в Петербурге. Типичная для Кваренги постройка - здание из трех частей, состоящее из центрального корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями. Центр композиции выделяется портиком. Имеется типично петербургское крыльцо с лестницей на два "всхода". Кваренги построил здание Академии наук (1783 - 1789), здание Ассигнационного банка (1783 - 1790). В 80-е годы он сооружает Эрмитажный театр, в 1792 - 1796 гг. строит Александровский дворец в Царском Селе. Для всего мира имя Кваренги зрительно связывается со скромным и одновременно торжественным обликом здания Смольного института (1806 - 1808). Он имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. Центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком.

Смольный институт
Здание Академии наук
Ассигнационный банк
Эрмитажный театр
Александровский дворец в Царском селе

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон (1740 - 1812), шотландец по происхождению. Свыше тридцати лет своей творческой жизни он отдал России. До приезда в Россию Камерон занимался исследованием античных построек в Италии, издал книгу "Термы римлян". История работы Камерона в России сложилась так, что он был архитектором всего двух ансамблей - Царского Села и Павловска. В Царском Селе Камерон выполнил ансамбль построек, при создании которого использовались мотивы древнеримских терм (бань). Этот комплекс состоит из галереи, получившей имя ее создателя, Камероновой, примыкающего к ней двухэтажного здания: Агатовых комнат (второй этаж) и Холодных бань (первый этаж), а также Висячего сада. Интерьеры терм знамениты не только дорогой отделкой (в ней были использованы яшма, темно-красный агат и восточный горный хрусталь). Это редчайший, единственный в России пример, когда следование античным образцам было проведено не только в художественных формах, но и в функциональном построении здания. Камерон пытался возродить здесь римскую культуру омовения, он сохранил порядок пользования залами римских терм.
Работая в Павловске, Камерон построил дворец-усадьбу, который служит центром парка. В уголках парка на берегу реки и пруда Камероном были построены "Храм Дружбы", "Колоннада Аполлона", павильон трех граций в виде изящного храмика с ионической колоннадой. В 18 столетии на смену регулярным французским паркам приходят пейзажные английские парки. В них сохраняли естественные ландшафты, в которые вписывали архитектурные сооружения и скульпторы. Один из лучших пейзажных парков - Павловский. Изысканные классические постройки гармонируют здесь с природой.

Агатовые комнаты, холодные бани
Агатовая комната
Висячие сады и Камеронова галерея

Скульптура

Шубин. Бюст Румянцева Во второй половине 18 века начался настоящий расцвет русской скульптуры. Ее наивысшие достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина (1740 - 1805), земляка Ломоносова. Шубин - первый мастер русского скульптурного портрета, не имел предшественников в этом жанре на родине (кроме иностранцев, работавших в России). Он создал целую галерею скульптурных портретов А.М. Голицына (1773), П.А. Румянцева (1778), М.В. Ломоносова (1793), Павла (1797) и др. Все они отличаются реалистичностью, достоверностью, выразительностью Шубин редко обращался к бронзе, он работал в основном в мраморе и всегда использовал форму бюста. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца и Петергофа, статую Екатерины II - законодательницы.

Во второй половине 18 века больших успехов достигнула монументальная скульптура. Ее развитие происходило в русле классицизма. В 1782 году в Петербурге на Сенатской площади был установлен конный памятник Петру I. Памятник этот благодаря А.С. Пушкину вошел в историю под названием "Медный всадник". Автор памятника - французский скульптор Э.-М. Фальконе (1716 - 1791), был высокообразованным человеком, другом Дидро. До своего отъезда в Петербург Э.-М. Фальконе, уже не молодой и известный скульптор, не создал ничего, что могло бы предвидеть в нем автора самого значительного произведения монументальной скульптуры 18 века. Фальконе работал над памятником 12 лет. В работе над головой Петра ему помогала его ученица Мари Анн Коло. Окончательной отделкой и установкой памятника занимался Ю.М. Фельтен. Памятник этот поражал современников новизной решений (композиции и скульптурной технике), подобно тому, как сам Петр I поражал необычайностью своей личности и своих дел.

Фальконе. Медный всадник Фальконе изобразил Петра I в образе всадника, взлетающего на скалу с повелительно простертой правой рукой, как бы утверждающей могущество молодой России. Левой рукой Петр правит конем, удерживая его на краю скалы. Скала, на которую поднялся всадник, символ тех трудностей, которые пришлось преодолеть Петру I. В использовании естественной скалы в качестве постамента нашел выражение один из основных принципов просветителей - верности природы. Важная деталь - змея под копытом коня. Бронзовая змея, соединенная с хвостом лошади выполняет конструктивную роль - является третьей точкой опоры - одновременно служит аллегорией - символизирует зависть и недоброжелательство. Это новаторский прием, благодаря которому конь кажется стоящим на двух точках - задних ногах, третья же точка укрепления зрительно не воспринимается.
Третий монументальный памятник в Петербурге - это памятник А.В. Суворову (1801) работы М.И. Козловского. М.И. Козловский (1753 - 1802) - самый яркий представитель классицизма в русской скульптуре. Его всегда увлекала тема героя, античного или современного. На тему античности выполнена известная скульптура Козловского "Бдение А. Македонского". Образ современного героя воплощен в памятнике Суворову. Классицизм тяготеет к созданию общественно-идеального образа героя. Поэтому памятник Суворову не имеет прямого портретного сходства со знаменитым русским полководцем. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Козловский. Памятник Суворову
Козловский. Самсон, раздирающий пасть льву Козловский - автор знаменитой скульптурной группы "Самсон, раздирающий пасть льва" (1800), установленной в Петергофе. Она стала художественным и смысловым центром Большого каскада. Это аллегория Полтавской битвы: изображение льва входит в шведский герб, а произошла битва в день святого Самсония. Могучий Самсон олицетворяет силу русского оружия. Во время великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 году скульптор В.Л. Симонов воссоздал его на основе сохранившихся фотодокументов.

Живопись.

В русской живописи второй половины 18 века существовали два направления - классицизм и сентиментализм. Сентиментализм (от французского "сентимент" - чувство) - художественное направление, характеризующееся вниманием к духовной жизни человека, чувственностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы. Сентиментализм отдает предпочтение не разуму, а чувствам. В этом смысле кредо сентиментализма передают слова Руссо: "Разум может ошибаться, чувство - никогда". В исторической перспективе сентиментализм - предшественник романтизма, его первая историческая фаза. Родство с романтизмом проявляется в перенесении на индивидуальное состояние духа, интерес к сложным характерам, изменчивым переживаниям.

Черты сентиментализма выражены в творчестве В.Л. Боровиковского (1757 - 1825). Для него характерен интерес к передаче внутреннего мира, душевных состояний, настроений, в частности жизни человека, мечтающего или просто отдыхающего и находящегося в единении с природой. Созданные им образы очень поэтичны, одухотворенные. Лучшим среди них является портрет М.И. Лопухиной (1797), удивительный по лиризму и красоте, самый поэтичный образ 18 века. Идеи сентиментализма проявились даже в изображении императрицы. Боровиковский изображает ее не как законодательницу со всеми императорскими регалиями, а как обыкновенную женщину в чепце на прогулке в Царскосельском парке.

Боровиковский. Портрет Лопухиной
Боровиковский. Портрет Гагариных
Боровиковский. Портрет Нарышкиной
Рокотов. Портрет Струйской Сентиментальны и образы, созданные Ф.С. Рокотовым (1736 - 1808). Их отличает лиризм, недоговоренность, неуловимость. Пример тому - портрет А.П. Струйской (1772), одна из жемчужин Третьяковской галереи. Рокотов писал преимущественно камерные портреты. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Все внимание он сосредотачивал на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Творческое наследие Рокотова значительно, однако в 19 веке художник был почто забыт, и только в начале следующего столетия началось кропотливое собирание фактов его биографии и творчества.

Третий крупнейший художник рассматриваемого периода - Д.Г. Левицкий (1735 - 1822) - создатель парадного портрета, который должен был передавать социальное положение человека, и большой мастер камерного, психологического портрета. Про Левицкого говорили, что он запечатлел в красках весь "екатерининский век", переписал всех екатерининских вельмож. Самые известные работы Д.Г. Левицкого - портреты Д. Дидро, Н.И. Новикова, Е.Р. Дашковой, Н.А. Львова, П.А. Демидова. Сама императрица была его моделью. Наиболее известно ее изображение в образе законодательницы (1783). В 70-е годы Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Екатерина II, занимавшаяся вопросами воспитания, сделала заказ на портреты. Девочки разных возрастов изображены музицирующими, танцующими и просто позирующими (самые маленькие). Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. Он был самым любимым портретистом эпохи. Современников поражало его умение передавать сходство модели, красоту тканей, драгоценностей, изысканность красочных сочетаний. Наследие Левицкого насчитывает свыше 100 портретов, которые рассказывают о той эпохе не меньше, чем самые многословные мемуары.

Левицкий. Екатерина-законодательница
Левицкий. Портрет Демидова
Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой
Лосенко. Владимир и Рогнеда

Крупнейшим представителем классицизма в русской живописи был А.П. Лосенко (1737 - 1773). Он является основоположником исторического жанра. Он родился на Украине, рано осиротел и попал в Петербург в придворный хор, откуда в 16 лет был отдан в обучение к И.П. Аргунову, а в 1759 году в Академию художеств. По окончании Академии он был послан во Францию и Италию. Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко стал профессором, позднее директором Академии художеств. Его рисунки и картины ("Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель") пользовались у современников большим успехом, долгое время служили образцами мастерства и часто копировались учениками. Полнее всего дарование художника раскрылось в его двух последних произведениях - "Владимир и Рогнеда" (1770) и "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). Работа над картиной о киевском князе Владимире, решившим силою увезти полоцкую княжну Рогнеду, Лосенко исполнил серию натуральных рисунков для изображения русских воинов. Это первая русская историческая картина на национальную тему. В "Прощании Гектора с Андромахой" Лосенко, избрав античный сюжет, Выступил как характерный мастер классицизма. Он утверждает идею свободолюбия человека, его патриотизм, гражданственность, готовность к подвигу. Таким показан Гектор -герой гомеровской "Илиады", прощавшийся с семьей и соотечественниками перед боем.

Лосенко был не только талантливым историческим живописцем, но и незаурядным портретистом. До нашего времени дошли некоторые его полотна этого жанра, в том числе выразительный портрет первого русского актера Ф.Г.Волкова. Лосенко рано умрет, так и не успев воплотить многие творческие замыслы, и Академия художеств лишилась крупнейшего педагога.

Важное событие в истории русской культуры второй половины 18 века - это создание Эрмитажа. В 1764 году в зимний дворец была доставлена первая партия из 200 картин, купленных в Германии. Она и положила начало музею. Картинная галерея быстро росла. Этому способствовали крупнейшие русские дипломаты, закупавшие за границей произведения искусства для Екатерины II. Особую активность проявлял Д.Голицын - русский посол во Франции, а затем в Голландии. Екатерина II коллекционировала не только картины, но и разные камни, фарфор. Ныне Эрмитаж - это один из крупнейших музеев мира. Он включает 5 дворцов, построенных русскими и иностранными мастерами во второй половине 18 - первой половине 19 веков. Это Зимний дворец, Малый, Старый и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр. В интерьерах этих шедевров архитектуры развернута грандиозная экспозиция произведений искусства всех времен и народов. В коллекции Эрмитажа около 3-х миллионов экспонатов.
Литература. Русская литература этого периода развивалась в русле классицизма. Классицизм в литературе культивирует эстетику "должного" или разумного. Долг по отношению к своему государству превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Интимные, бытовые стороны жизни человека не интересовали писателей-классицистов. Классицизм отличался нормативностью, он предписывал строгие правила создания литературного произведения. Требовалось соблюдать три единства в развитии сюжета (единства времени, места и действия), строго разграничивать жанры (ода, трагедия, комедия, сатира), изображать события, которые представляли интерес для общества и государства: войны и политику царей, подвиги полководцев.

Значительных успехов классицисты добились в изображении типических, обобщенных характеров. Правда, здесь не удалось избежать упрощения и схематизации. Все герои в произведениях классицистов строго делились на положительных и отрицательных. Каждый персонаж выражал какую-нибудь одну черту, одну "страсть" - порочную или возвышенную. Но в изображении этих страстей классицисты достигли большого мастерства. Вспомним образ лгуна и лицемера Тартюфа в пьесе французского драматурга Мольера "Мещанин во дворянстве" или тип лентяя Митрофанушки в комедии Фонвизина "недоросль" (1782).

Основоположниками классицизма в русской литературе были В.К. Тредиаковский (1703 - 1769), А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин (1745 - 1792), Г.Р. Державин (1743 - 1818). Русский классицизм имеет в своей основе те же мировоззренческие и эстетические установки, что и западноевропейский, но у него были и свои национальные особенности. Он ближе стоял к фольклорной, поэтической основе, острее выступал с критикой общественных недостатков. Русские авторы далеко не всегда следовали канонам классицизма: они смешивали жанры (Державин), не видели большой беды в обращении к разговорному языку (Сумароков), в таком серьезном и важном жанре, как трагедия, заметно отходили от античных сюжетов. Русские классицисты предпочитали изображать своих "героев". Раскрывать важные истины на примере собственной национальной истории. Например, ломоносов воспевал в своих одах победы русских войск, Петра I, а Сумароков в трагедиях приковывал внимание к образам благородных князей и храбрых дворян. Это было нарушением принятых в Западной Европе традиций, по которым приобщать зрителя к прекрасному в трагедийном жанре следовало через античных героев и сюжеты.

Используются технологии uCoz