17.3. Культурная жизнь общества с середины 40-х до середины 50-х годов

В первое послевоенное десятилетие происходит усиление административно-командных методов руководства культурой, усилие регламентации в культуре. Идеологическая и культурная жизнь общества регламентировалась партийными постановлениями, которые касались широкого круга проблем: работы редакций газет и журналов, преподавания общественных наук в вузах, репертуара драматических театров, оценки отдельных фильмов и опер. Существовала мелочная опека над авторами, которые порой вынуждены были доделывать или переделывать свои произведения в соответствии с рекомендациями вышестоящих инстанций. В конце 40-х годов широкие масштабы приняла борьба с космополитизмом и формализмом. В партийных постановлениях обвинялись в аполитичности, безыдейности, формализме наиболее талантливые из работавших в ту пору писателей, композиторов, деятелей кино Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, В.И. Мурадели, А.А. Ахматова, М.М. Зощенко. Исполнение так называемых формалистических произведений было запрещено.

В те годы появилось немало бесконфликтных, лакировочных произведений. В музыке это были преимущественно кантаты и оратории на злободневные тексты. Главные сюжеты литературных произведений той эпохи - это конфликт новатора с консерватором, превращение отсталого колхоза в передовой. Выход из трудностей связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого.

Кадр из фильма "Подвиг разведчика"

Разумеется, художественная жизнь страны не исчерпывалась бесконфликтными произведениями. В этот период было создано много прекрасных художественных произведений. Это романы К.Г. Паустовского "Далекие годы", Л.М. Леонова "Золотая карета", К.А.Федина "Первые радости" и "Необыкновенное лето", кинофильмы С.А. Герасимова "Молодая гвардия" и Б.В. Барнета "Подвиг разведчика"; картины П.Д. Корина, В.А. Фаворского, П.П. Кончаловского, музыкальные произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Н.Я. Мясковского, А.И. Хачатуряна.

Архитектура

В развитии архитектуры в послевоенный период существовали две тенденции. Первая тенденция была связана с развитием типового проектирования, унификацией строительных конструкций и изделий. Благодаря этому была решена задача восстановления жилищного фонда страны. Огромный размах приобрело и новое строительство. Было построено и введено в действие около 6 тысяч крупных промышленных предприятий. Вторая тенденция рассматривала архитектуру как искусство и выдвигала на первый план художественно-образные задачи, в решении которых опиралась на классическое архитектурное наследие. Это проявлялось даже в тех сферах, которые, казалось бы, не имеют отношение к искусству - промышленном зодчестве и транспортном строительстве. Как дворцовые ансамбли проектировались здания отдельных заводоуправлений.

В 50-е годы в больших масштабах велось транспортное строительство. В 1952 году открылось движение по Волго-Донскому каналу, соединившему в единую водотранспортную систему Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское моря. Судоходный Волго-Донской канал представлял собой грандиозный комплекс, простершийся на 300 км, из которых 101 км занимают непосредственно сооружения канала со шлюзами, плотинами, дамбами. При строительстве Волго-Донского канала вместе со сложными техническими проблемами пришлось решать и идейно-художественные задачи. Они были связаны с отражением в архитектуре канала темы победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Решая эту проблему, архитекторы обратились к наследию русского классицизма, широко используя в качестве основной художественной темы триумфальные арки и монументальные башни.

Какие важные культурные события происходят в этот период в наших крупнейших городах - Москве и Ленинграде? В Ленинграде началось сооружение первой очереди метрополитена, введенного в эксплуатацию в 1955 году. Архитектурно-художественные принципы строительства и оформления станций ленинградского метро близки к московской практике этих лет, но декор отличается большей сдержанностью.

Важную роль в формировании архитектурного облика Москвы той эпохи сыграло принятие в 1947 году решения о строительстве в Москве высотных зданий. Это решение было во многом продиктовано заботой о возрождении живописного, запоминающегося силуэта столицы, снивелированного в результате многоэтажного строительства в Москве в 30-40-е годы. В высотных зданиях Москвы советские архитекторы в какой-то степени пытались продолжить традиции древнерусских зодчих, столь умело располагавших свои постройки в ландшафте.

Крупнейшим в системе высотных зданий Москвы стал ансамбль новых зданий университета (1949-1953), расположенный на Ленинских горах. Он занимает наиболее высокую точку на территории города, и его выразительный силуэт с 28-этажным корпусом в 170 метров высотой доминирует с тех пор в пейзаже значительной части столицы. При строительстве высотных зданий приоритет отдавался архитектурно-художественным задачам. Важное место во внешнем облике и интерьерах высотных зданий отводилось архитектурному и скульптурному декору. Например, в высотном здании МГУ он достигает почти четверти общей площади учебных помещений. Архитектурный стиль, в котором построены высотные здания, получил название "сталинский ампир".

Со смертью И.В.Сталина многое меняется в нашем обществе, в том числе и в области культуры. В 1955 году было принято партийное постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. "Сталинский ампир" был подвергнут критике, и к концу 50-х годов от него отказались. С 60-х годов происходит переход к типизации и стандартизации архитектуры и строительства, к развитию массового индустриального строительства. Новые архитектурные решения проявили себя в создании массовых общественных зданий (школы, больницы, кинотеатры) и комплексов (стадионы). Наиболее значительным общественным комплексом второй половины 50-х годов стал Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках в Москве (1956). Расположенный в излучине Москва-реки у подножия Ленинских гор, ансамбль стадиона включает арену на 103 тысячи зрителей, другие спортивные сооружения. В целом архитектура стадиона уже новая, ясная, опирающаяся на достижения строительной техники и требования экономической целесообразности.

МГУ
Лужники

Скульптура

В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы и бюсты героев войны. Крупнейшее произведение этого плана - памятник советским воинам в Трептов-парке в Берлине (архитектор Я.Б. Белопольский, скульптор Е.В. Вучетич, 1946-1949). Центральное место в этом ансамбле занимает созданная Е.В. Вучетичем 13-метровая бронзовая статуя советского воина с ребенком на руках и с мечом, рассекающим фашистскую свастику. Темы торжества и победы, разгрома фашизма, спасения народов Европы от гибели, воинской доблести и милосердия получают в скульптуре Вучетича предметно-аллегорическое выражение.

В 50-е годы создаются монументы историческим деятелям и деятелям культуры: памятник Юрию Долгорукому в Москве перед зданием Моссовета (скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, 1953 - 1954); памятник А.С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея (скульптор М.К. Аникушин, 1957); памятник В.В. Маяковскому (скульптор А.П. Кабальников, 1958).

Трептов парк
памятник Ю.Долгорукому
памятник Пушкину

Живопись

В живописи тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из которых они вышли победителями, остается одной из самых актуальных. Нередко она дается "в бытовом ключе". Пример тому полотно Ю.М. Непринцева "Отдых после боя" (1951) или картина А.И. Лактионова "Письмо с фронта" (1947). Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в тылу люди, стал основной темой бытового жанра. Это картины "Хлеб" Т.Н. Яблонской, 1949; "Ужин трактористов" А.А. Пластова, 1951. Пейзажной живописью занимаются М.С. Сарьян (цикл пейзажей 50-х годов он назвал "Моя Родина"), Н.М. Ромадин (серия "Времена года", 1953; "Северная серия", 1954). Певцом новой Москвы, ее новостроек стал Ю.И. Пименов, исполнивший несколько серий черной и цветной акварелью. Его образ столицы всегда очень лиричен, овеян поэтичностью. В портретном жанре в послевоенные годы интересно работают И.Э. Грабарь, М.С. Сарьян, П.Д. Корин, Р.Р. Фальк.

Непринцев.Бойцы на привале
Яблонская. Хлеб

 

Используются технологии uCoz