2.2. ОСМЫСЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В НЕОКАНТИАНСТВЕ

В.ВиндельбандГ.РиккертНеокантианство - одно из влиятельных направлений философской мысли конца XIX - начала ХХ века. Оно основывалось на философии И.Канта и в то же время развивало её в новых условиях. Видные представители неокантианства - В.Виндельбанд (1848 - 1915) и Г.Риккерт (1863 - 1936) попытались установить фундаментальное отличие "наук о культуре" от "наук о природе". Так же, как В.Дильтей и Г.Зиммель, они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования. Науки о природе стремятся установить общее, повторяющееся, сходное в явлениях природы, законы их развития. Науки о культуре пытаются понять и объяснить единичные, однократные, неповторимые, уникальные культурно-исторические факты и события, которые нельзя подвести под понятие общего закона. Для естественных наук характерен генерализирующий метод - выделяющий общее в вещах; для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод - подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.

По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям. Культура имеет ценностную природу. Ценность определяет объект не как всеобщий и повторяющийся, а как важный, интересный, имеющий значение в своей уникальности. Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности - политической, религиозной, моральной, эстетической. В явлениях культуры мы всегда найдём воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой они создавались.

По мнению неокантианцев, ценности образуют в своей совокупности идеальный, вечный, трансцендентный (т.е. потусторонний) мир. Ценности - это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной, надисторический характер. Ценности, подобно звёздам на небе, всё больше открываются человеку. По мере вырабатывания ценностей люди вырабатывают определённые идеалы, ориентиры, установки, требования, которыми они руководствуются в своей жизни. По словам Г.Риккерта, "без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить". Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие методы познания, по мнению неокантианцев, используются в науках о природе и науках о культуре?
2. В чём проявляется ценностная природа культуры?
3. Что неокантианцы понимали под ценностями?
4. Какое значение имеют ценности в жизни человека?

 
Используются технологии uCoz