2. СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Глава 2 является логическим продолжением и завершением 1-й главы. В ней рассматриваются культурологические теории, которые сформировались в конце ХIХ - ХХ вв. Философия ХХ в. плюралистична, в ней существовали самые разные философские школы и течения. Поэтому и понимание культуры зависело от того, к какому из этих философских направлений принадлежал мыслитель. В каждом из этих направлений на первый план выходили разные проблемы: в "философии воли" Ф. Ницше - анализ причин кризиса современной культуры, в психоанализе - соотношение биологического и культурного начала в человеке, в неокантианстве - специфика познания культурных явлений, в структурализме - анализ структуры в разных сферах культуры, в постструктурализме - рассмотрение культуры как совокупности текстов. Данная тема - одна из самых сложных в курсе культурологии. Её успешное усвоение предполагает знакомство с крупнейшими философскими направлениями конца XIX - XX вв.

В философии Возрождения и Нового времени сформировалась классическая концепция культуры, основанная на принципах гуманизма, рационализма и историзма. В её рамках сформировался идеал человека как разумной, критически мыслящей, независимой, творческой личности. Культурный процесс мыслился как распространение знаний, истинных идей, как рост разумности и сознательности человека, достигаемый средствами просвещения, образования и воспитания.

В конце XII - начале XX века в философии появились новые направления, которые отрицали классическое понимание культуры. В этот период в западной философии сформировалось сильное иррационалистическое направление.

Иррационализм - это обозначение философских течений, которые в противоположность рационализму, ограничивали или отрицали возможности разума в процессе познания и творчества. Они выдвигали на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, интуицию, чувство, воображение, инстинкты, бессознательное.

Используются технологии uCoz