4.1. СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

В культурологии выделяются два основных вида культуры: материальная и духовная. Каков же критерий их разграничения? Иногда критерий такого разграничения видят в том, что материальные ценности выступают, как правило, в предметной, вещной форме, а духовные ценности - преимущественно в идеальной форме, т. е. в форме знаний, идеалов, норм. Однако, этот критерий далеко не совершенен, потому что продукт духовного производства должен быть потреблен; он должен дойти до зрителя, читателя, слушателя. А для этого он должен облекаться в материальную форму: либо в форму вещи - картины, скульптуры, кинофильма; либо в форму услуги - речи оратора, пения артиста. А иначе он останется только достоянием самого творца, исчезнет вместе с его смертью, не станет достоянием других людей. Поэтому главным критерием деления культуры на материальную и духовную выступает не форма существования, а характер потребностей, на удовлетворение которых направлено создание культурных ценностей.

Материальная культура удовлетворяет материальные потребности в еде, одежде, жилье. Но как сказано в Библии, "не хлебом единым жив человек". Кроме материальных у него есть и многообразные духовные потребности. Духовная культура направлена на удовлетворение духовных потребностей человека - в познании, общении, творчестве, самореализации, потребности в прекрасном.

И материальная, и духовная культура представляют собой сложные образования. Материальная культура включает четыре сферы:

1. Культура материального производства. Это средства труда, производственный опыт, приемы труда, технологии производственных процессов и вещественные результаты труда.
2. Культура воспроизводства человеческого рода.
3. Физическая культура. Проявления ее разнообразны. Прежде всего, это спорт, медицина. Это элементы материальной культуры, поскольку они дают возможность сохранять, восстанавливать и развивать физические качества, умения и навыки человека.
4. Культура быта, места жительства. Это то, как человек обустраивает свой дом, деревню, город, в котором он живет, насколько комфортной он делает свою жизнь. В бытовой культуре явно выражен этнический момент.

Строение духовной культуры соотносят с основными видами духовной деятельности.

1. Первый вид духовной культуры связан с проективной деятельностью. Она предшествует практике, предлагает идеальные модели будущих конструкций. Это могут быть модели технических сооружений, машин, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений, модели воспитания самого человека. В этой сфере духовной культуры разрабатывается идеал будущего.
2. Вторая область духовной культура связана с познавательной деятельностью. Она включает результаты познания - знания о природе, обществе и человеке, его внутреннем мире. Знания становятся основой формирования у человека убеждений, целей, планов и программ деятельности. Они превращаются в важный элемент социального регулирования.
3. Строение третьего раздела духовной культуры связано с ценностно-ориентационной деятельностью. Человек не просто приобретает знания о мире. Он пытается определить, какое значение имеют для него те или иные предметы и явления действительности. Мир человека - это мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.
4. Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей во всех его конкретных проявлениях. Это и межличностное общение, и коллективное общение, которое происходит в семье, кругу друзей, коллективе. Есть еще одна специфическая форма общения, характерная для культуры. Это общение с произведениями искусства, предметными ценностями культуры - книгами, картинами, кинофильмами. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества, объективируясь, входят в фонд культуры, историческую память человечества. Благодаря объективированным культурным ценностям осуществляется опосредованное общение между людьми разных эпох, культур и народов.

Деление культуры на материальную и духовную является относительным, а не абсолютным. Издавна существуют и в современных условиях появляются такие явления культуры, которые удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека и которые существуют как бы "на стыке" материальной и духовной культуры. В современном обществе происходит все большая интеграция, взаимопроникновение материальной и духовной культуры. Это проявляется в том, что наука превращается в непосредственную производительную и социальную силу, получает развитие дизайн - промышленная эстетика, художественное конструирование.

Эстетизация окружающей среды, в том числе продуктов труда - одна из главных тенденций развития культуры 20 века. Сегодня ни один продукт не будет конкурентоспособен, если при его производстве не учитывается эстетический критерий. Все большую роль в современной культуре играют средства массовой информации, которые превращаются в посредников между человеком и миром культурных ценностей. Все это примеры взаимодействия материальной и духовной культуры.

Существует другой подход к системному построению культуры, в основу которого положена дифференциация человеческой деятельности. Он представлен в работах Е. В. Боголюбовой. Боголюбова выделяет три вида деятельности и соответственно три вида культуры: практическую, духовную и практически - духовную. Практическая культура охватывает более широкий круг явлений, чем материальная культура. Она включает культуру материального производства, социально - политическую культуру, культуру управления, образования и воспитания, здравоохранения и физическую культуру. К духовной культуре относятся результаты познавательной, ценностно-ориентационной и нормативной деятельности. Промежуточные формы культуры, соединяющие в себе практическое и духовное начало, могут быть отнесены к практически-духовной культуре (художественная культура, дизайн). Общение присутствует в любом виде человеческой деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какой критерий разграничения культуры на материальную и духовную?
2. Назовите основные сферы материальной и духовной культуры.
3. В чем проявляется интеграция материальной и духовной культуры в современном мире?

Используются технологии uCoz