9.4.Общий ход развития римской античной культуры

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э.- времени основания города. Первый, царский, период истории охватывает VIII- VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римское цифры, гадания во полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием - крытым внутренним двориком со световым отверстием и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы Тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, ; как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Волчика, вскормившая Ромула и Рема
храм Юпитера на Капитолийском холме

Культура Рима в период Республики

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого , (534/533-510/509 до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней Республики охватывает VI-III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., явным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось в III-I вв. до н.э. С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции.

К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э.) или Цезаря (102 или 100-44 до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Аресом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой. Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенаты. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия: Фортуна (Удача), Виктория (Победа). Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Греческая литература, наряду с народным италийским творчеством, оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Первыми произведениями на латыни были переводы с греческого. Первым римским поэтом был вольноотпущенный греческий раб Ливии Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Ливии Андроник был и композитором и руководил исполнением культовых хоровых песен.

Плавт Крупнейший римский писатель этого времени - Плавт (сер. III в. - 184 до н.э.): ему приписывают создание 130 комедий, из: которых до нас дошли 20. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским юмором и сочным латинским языком.

Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 195- 159 до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Греческая трагедия с ее идеями трагической вины и неизбежного рока не нашла отклика у римлян, живущим по четким нормам права. Римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной действительностью. Значительную роль в римской трагедии играл хор, затем уступивший сольному пению.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени особое место занимают Лукреций и Катулл. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма "О природе вещей", излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87-54 до н.э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего (234-149 до н.э.) "О сельском хозяйстве". Затем Катон написал на латинском языке историю Рима.

Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы периода поздней Республики были Варрон и Цицерон. Главное произведение Варрона (116-27 до н.э.) "Древности дел божеских и человеческих" - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения.

Лукреций
Катон
Цицерон
Гай Юлий Цезарь

Цицерон (106-43 до н.э.) был выдающимся государственным деятелем, непревзойденным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. В своих философских произведениях он стремился приобщить римлян на их родном языке к ценностям греческой философии. Он пытался связать риторику и философию, поставив их на службу государства. Для всех последующих поколений классическая проза Цицерона служила недосягаемым образцом.

Римская историография служила, прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима. Наибольший вклад в развитие историографии периода Республики внесли Саллюстий (86 - ок. 35 до н.э.) - "Заговор Катилины", "Югуртинская воина" и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь (102 или 100-44 до н.э.) - "Записки о галльской войне".

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Термы
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н. э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Страсть к коллекционированию, любовь к украшательству и просто снобизм превратили Рим в музей греческого искусства. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй.

Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры.

Брут
Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и такая скульптурная форма, как портретные скульптурные бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Это было время культа героев: во всех общественных местах воздвигались статуи и бюсты правителей, военачальников, философов. Во II-I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря.
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона). Римский архитектор Витрувий (2-я пол. I в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре".
В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон.
Здание Ветрувия. Реконструкция

Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве. Одно из величайших достижений Древнего Рима - римское право. Древнейшая письменная фиксация римского права - Законы 12 таблиц (451-450 до н.э.). Эти законы были выставлены на форуме, однако плита с их текстом была уничтожена в 387 г. до н.э. во время нападения галлов на Рим. Первые правоведческие исследования появились еще во II в. до н.э., а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература. Великими юристами были: Сальвий Юлиан, Гаи Папиниан, Ульпиан, Павел.

Культура Рима в период Империи

С 31 г. до н.э. начинается новая страница в I Римской истории - история Империи. Конец I в. до н.э. - II в. н.э. - время ранней Империи - эпоха принципата, расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центром изучения философии в Римской Империи (как и в классической Греции, в эпоху эллинизма) оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в 1-11 вв. н.э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм. Основными представителями его были: римский философ, политик, поэт, воспитатель императора Нерона Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.), написавший "Нравственные письма к Луциллию" и "Естественно-научные вопросы", и философ на троне - император Марк Аврелий (121-180), написавший свое единственное сочинение - "Размышленья". Стоики утверждали, что воистину свободен только человек, руководствующийся разумом, а не желаниями и страстями. В низших слоях общества особенно почитали киников - бродячих философов.

Император Нерон
Сенека
Марк Аврелий

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в 1-11 вв. н.э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (ок. 90 - ок. 160). "Естественную историю", являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24-79).

Больших успехов добилась медицина. Врач Галей (ок. 130 - ок. 200) производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до н.э. гелиоцентрической теории, принимается система Птолемея - геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Одно из высочайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней Империи. Она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (р. ок. 124 н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа "Метаморфозы", или "Золотой осел", Плиний Младший, сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Петроний (? - 66 н.э.), Лукиан (ок. 120 - ок. 190), поэты Вергилий (70 - 19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. - 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.). Вергилий прославился прежде всего как автор "Энеиды", ставшей римским национальным эпосом. Сюжет "Энеиды" повествует о троянце Энее, пришедшем после падения Трои в Лаций и ставшем основателем римского государства.

Апулей
Вергилий
Гораций Овидий Тацит

Большое влияние на нравы римлян оказала поэзия Горация, прославлявшего чувство такта, меры и достоинства в человеке:
Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что в других питает зависть - дивных чертогов.
Чаще треплет вихрь великаны-сосны,
Тяжелей обвал всех высоких башен
И громады гор привлекают чаще молний удары.

Расцвета достигает римская историография: Тит Ливий (59 до н.э. - 17 н.э.), Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит (ок. 58 - ок. 117), крупнейший римский историк, хотя в эту эпоху она в основном прославляет империю.

К 1-11 вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей, и Пантеона, храма во имя всех богов. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. Так, 30-метровую колонну императора Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных подвигов Траяна.

Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркуламе и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.

Колизей
Пантеон Помпеи. Сад беглецов
Помпеи

В Период Империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, полководцев, поэтов, ученых и др.

Причины упадка и гибели римской империи

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры - низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.

IV-V вв. н.э. - период поздней Империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в Империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

Используются технологии uCoz