10.4. Культура Византии, ее особенности и влияние на страны Запада и Востока
Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий, начиная с поздней античной эпохи вплоть до IX-X вв. Византийское искусство, как и культура других стран средневековых государств, представляла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и в другой, хотя общие явления, борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному.
Образование
Поскольку Восточно-Римская империя
в IV-V вв. не подверглась нашествиям варваров, ее старью центры античной науки
уцелели - Афины, Александрия, Бейрут, Газа; были созданы и новые. В Византии
в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе.
В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера, трагедии
Эсхила и Софокла, хотя обучались в таких школах дети богачей. Созданная комиссия
в Константинополе, в которую входили лучшие знатоки греческого и латинского
языков, вели поиск редких книг, которые переписывали для императорской библиотеки.
Византия стала государством, в котором была открыта первая в Европе высшая школа.
Она начала функционировать в IX в. в Константинополе. Здесь же было создано
высшее медицинское училище. Уже тогда было продумано медицинское обслуживание
населения города. За каждым врачом столицы закреплялся определенный район города,
в котором он лечил больных.
Научные знания. Достигли успехов византийские географы: они умело чертили карты
страны и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще
недостижимым. В начале этого этапа в Византии не замирало научное творчество.
В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии
и астрологии, а также оптики. Значительными были успехи в медицине. Врач Орибазий
(326-403) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг. В ней содержались
обширные выписки из трудов древних медиков, а также собственные выводы и обобщения
автора.
После утверждения христианства в качестве государственной религии стали подвергаться гонениям лучшие представители науки. Погибла Ипатия, с трудом удалось спастись Орибазию. Уничтожались научные центры: в 489 г. по настоянию епископов была закрыты школа в Эфесе, в 529 г. - школа в Афинах - один из крупнейших центров греческой образованности. В конце IV в. монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные духовные школы, причем высшие. |
С утверждением позиций церкви наука становится богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. В середине VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея неправильной и противоречащей Библии. По представлению Косьмы, форма Земли - плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещается рай. Это сочинение было распространено не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси. |
В VI-VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие химическое ремесло - изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей, которые нашли широкое применение в византийском изобразительном искусстве и изготовлении тканей.
Большинство медицинских трудов этого периода пыталось объединить медицину с богословием. Только некоторые медики продолжали отстаивать достижения античной науки, обобщали свою собственную практику. Среди них Александр Тралльский, изучавший патологию и терапию внутренних болезней. Его работы были переведены впоследствии на латинский, сирийский, арабский и еврейский языки. Павел Эгинский - составитель большой энциклопедии, которая пользовалась в дальнейшем авторитетом у арабов, прежде всего по хирургии и акушерству.
Несмотря на недостаток источников, известно, что уже в конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде. Это помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах. «Греческий огонь» широко применялся при осаде крепостей в VII-XV вв. Византийский ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии (1Х в.). Имелся ряд произведений исторического плана, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса.
В IX в. в Константинополе была восстановлена
высшая светская школа, закрытая в VII в.
Философия. Поскольку кризис рабовладельческого общества в Византии не принял
таких форм, как в Западной Римской империи, то это определило сохранение античных
традиций в развитии византийской философии. В период Раннего Средневековья в
IV-V вв. в Византии был распространен неоплатонизм, представлявший, по определению
Маркса, сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией
Платона и Аристотеля. Наиболее известными представителями этого направления
были Прокл (410-485) и Иоанн Филопон, или Грамматик (VI-VII вв.). Большинство
сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Некоторые
из них были последователями Аристотеля.
|
Эпоха Раннего Средневековья стала для Византии временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам нарождавшегося феодального общества. Большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в VIII-IX вв. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок. 675 - ок. 754), автор труда «Источник знания». Первая часть этого произведения - «Диалектика» - стала основой всей средневековой схоластики. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной церковью. |
Литература.
Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Хотя в этот период христианство утверждалось повсюду, античные традиции были еще сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Светские поэты того времени пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. При этом античная метрика используется и церковными поэтами. Вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.
Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве и его особенностях судят по церковной литературе того времени. Церковь, старавшаяся закрепить свою победу над язычеством, использовала народные верования, язык и песни, т. е. церковная поэзия пользовалась народным языком. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии.
Появились эпические песни о борьбе с внешними врагами, прославлявшие героизм защитников своей земли. На их основе впоследствии была написана феодальная поэма о Лигенисе Акрите. Борьба народных масс против феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве. Сохранились обрывки так называемого животного эпоса, формой которого народ пользовался для сатирического изображения господ.
Период VII-IX вв. характеризуется
резким сокращением количества сохранившихся литературных памятников, а также
ослаблением античной традиции. Сокращение письменных литературных источников
объясняется не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей
в период становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством.
В связи с окончательной победой православия сохранилась практически только богословская
литература. Ее представляли: Косма Магомский (VIII в.) - один из крупнейших
церковных песнопевцев, Иоанн Дамаскин, приобретший также славу канонами. (Канон
(греч. kanon - правило) - вид религиозного гимна; состоит из 9 «песней».)
|
Но не прекращалось и светское поэтическое
творчество. Особенно важное значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч.
множество книг), состоящий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским
произведениям с комментариями. «Мириобиблон» - своеобразная энциклопедия с элементами
хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий (ок. 810 или ок. 820-890).
Служение церкви он сочетал с плодотворной деятельностью просвещенного мецената,
покровителя наук и искусств, поклонника и знатока античной культуры. «Мириобиблон»
включает труды по философии, богословию, медицине, сочинения историков и любовные
романы, описание путешествий и ораторские произведения. Ценность труда Фотия
неизмеримо возрастает, поскольку многие ныне утраченные сочинения античных авторов
дошли до нас лишь из этого труда. Критические оценки Фотия считаются первым
примером литературной критики в эпоху Средневековья. Это светское течение византийской
литературы отличает ее от целиком богословской литературы Запада.
Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Ряд
пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора.
Изобразительное искусство и архитектура
Искусство Византийской империи в
силу исторических особенностей развития страны было сложным. В формировании
и развитии искусства большую роль сыграли различные народы, населявшие империю.
Представления о священном характере политической организации государства отразились
в искусстве Византии и определили подавляющее преобладание религиозной тематики
и отвлеченный характер искусства. В то же время развитие искусства сочеталось
с греко-римскими художественными традициями, широко вошедшими в качестве наследия
в культуру Византии.
Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правления императора Юстиниана (482 или 483-565), когда империя достигла размеров, почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана - это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Холка в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев. Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы. Изображения этой статуи императора сохранились на русских иконах.
К числу выдающихся памятников середины V в. относится мавзолей Галлы Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом (относится к восточному типу сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены, низкие коробовые своды, сохраняющие склепный полумрак. В то же время стены этой усыпальницы украшала внизу драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом в усыпальницу - мозаика, выполненная в светлых тонах с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В центре купола - символический крест, на стенах - фигуры мучеников на голубом фоне выделяются ясными силуэтами и похожи на древних учителей-философов. Таким образом, в усыпальнице Галлы Плакидии основы античного художественного мировоззрения еще не вполне были преодолены. |
В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города - храм святой Софии (строился в 532-537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской истории. Ипподром был не только местом спортивных состязаний, но и единственным местом, где народ мог общаться с правителями.
Храм Софии выстроен малоазиатскими
архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено
огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная
базиликам основной художественный замысел раскрывается в интерьере собора, представляющем
собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим в воздухе
куполом. Диаметр купола 31,4 м. К этому куполу с двух сторон примыкают постепенно
повышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и
мозаиками. Особенность художественного оформления храма - сочетание пышности
с ощущением безграничности пространства. Своими размерами и смелостью строительных
приемов этот храм превосходит все другие здания. Поражает храм Софии и художественным
совершенством - слитыми воедино двумя типами раннехристианской архитектуры -
купольным и продольным. В то же время это целое многообразно по значению. Купол
содержит героическое, имеет космическое значение подобия мира, но вместе с тем
осеняет место собрания общины, т. е. живых людей. Считается, что ни в одном
здании древности величие мира не давалось в таком соотношении с человеческим,
как в Софии.
Наряду с созданием крупных городских центров развивались местные художественные
традиции, благодаря чему находили выражение национальные особенности. Памятники
архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии, Египта.
Одновременно со сложением ранневизантийского
храма складывается стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика,
берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством
красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски, бледнолиловые,
розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря
слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Византийцы любили золото: оно
имело для них значение и как символ богатства и роскоши, и как самый яркий из
всех цветов.
Для Византии светское искусство было редкостью. В мозаиках церкви св. Виталия
(Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на одной представлены император
Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой - жена Юстиниана,
императрица Феодора. Перед нами яркая галерея образов придворных - выразительны
их портреты. И если молодой император несколько идеализирован, то второстепенные
персонажи как бы выхвачены из жизни: у епископа щетинистые редкие волосы, у
монаха костлявое, жилистое лицо и взгляд фанатика, у придворного тупое и заплывшее
жиром лицо.
Портретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную процессию - в ней император приобщается к неземному величию. Император занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв - фигуры не ступают по земле, а как бы парят, проплывают. Этому впечатлению содействуют стройные, чрезмерно вытянутые пропорции фигур. Византийский мастер прежде всего стремился выразить богоподобный характер императорской власти.
В Никое сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы». Перед нами образ ангела - полубога-получеловека. У ангелов тяжелые парчовые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, мало выразительные, но лица исполнены удивительного обаяния. По оценке искусствоведов, эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма Софии в Константинополе - самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.
К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в Солуни. По сравнению с описанными выше никейскими и равеннскими мозаиками они уже представляют другой художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция как бы застыла: неподвижны все фигуры, не связаны друг с другом, симметричны - это и юный святой с огромными, расширенными глазами, и оба дарителя, и представители светской и духовной власти - епископ, префект. Персонажи лишены лирического подъема, они почти идолы, предметы суеверного поклонения. Их фигуры напоминают каменные столбы - византийское искусство как бы возвращается к самой первоначальной стадии.
Отмеченная противоречивость ранневизантийского
искусства подготовила возникновение иконоборчества - социально-политического
и религиозного движения в Византии в VIII-IX вв., направленного против культа
икон. В искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных изображений,
т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников церковного искусства.
В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых
росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы;
в светских зданиях-дворцах мазанковые росписи прославляли победы императоров
или изображали придворные церемонии.
Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия и дальнейшее
подчинение искусства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились
в жизни византийского общества. Только в 787 г. в Никое, а не в столице собрался
Седьмой Вселенский собор, на алтарем был сформулирован и провозглашен догмат
об иконопочитании.
Непревзойденный образец монументального искусства Византии середины IX в. - мозаика Софии Константинопольской. Величественная, сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках - воплощение возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел Гавриил поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной красоты.
Ранневизантийское монументальное
искусство дополнялось памятниками прикладного искусства, т. е. искусства малых
форм. Так, в Равенне это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана
с рельефами из слоновой кости и др. Дошли до наших дней скульптуры V- VI вв.
из слоновой кости, которые называются консульскими диптихами. Часто на них изображены
цирковые сцены.
Прекрасным образцом прикладного искусства является кипрское блюдо «Обручение
Давида», в котором черты византийского монументального стиля сочетаются с классическими.
Построение отличается торжественным спокойствием и симметрией. В центре - священник,
слева - Давид, справа - его невеста. Группу окаймляют два изящных флейтиста,
похожих на пастушков в пасторалях. Вся композиция прекрасно вписана в круглое
обрамление. На фоне группы - портик, он не только поддерживает фигурную композицию,
но и выделяет центральную фигуру. Такой связи фигур с архитектурой, как отмечают
искусствоведы, античность не знала.
Миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на приверженность античным образцам, в то же время несет печать отвлеченности художественных образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.
Музыка
Музыкальное искусство Византии восходит
к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также позднегреческому
и римскому мелосу. По мере развития контактов с другими народами в музыку Византии
проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры. В литературных
источниках упоминается о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, звучавшая
при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый
деспотизм».
Большое развитие получили приветственные возгласы-славословия на стихотворные
тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Их часто сопровождали
орган и трубы. Была известна инструментальная музыка (ансамблевая) цимбалистов
и трубачей.
Из нотированных памятников до нас дошла только культовая музыка, бывшая чисто вокальной и одноголосой. Широкое распространение в Византии получили гимны - религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием. Расцвет византийского гимнотворчества относят к V-VI вв.; наиболее известный поэт и музыкант - автор гимнов Роман Сладкопевец, родом из Сирии. Знаменитым автором гимнов был Иоанн Дамаскин. Его лучшие гимны собраны и сгруппированы по восьми гласам в известнейшем «Октонхе». С IX в. центром гимнотворчества стал Студитский монастырь в Константинополе, где трудился распевших монах Феодор Студит.
До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.