11.2. Социальные и духовные предпосылки культуры Возрождения, ее характерные черты
Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.
Идеальный человек, по мнению гуманистов,
это "универсальный человек", человек - созидатель, энциклопедист.
Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны,
ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как
бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил
и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период
окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние
века святых. Наслаждение земным бытием - непременная часть культуры Возрождения.
В числе виднейших представителей гуманизма: Франческе Петрарка, Джованни Боккаччо,
Леонардо да Винчи (Италия), Мишель Монтень, Франсуа Рабле (Франция), Ульрих
фон Гуттен, Альбрехт Дюрер (Германия), Уильям Шекспир (Англия), Эразм Роттердамский
(Нидерланды).