11.3.Возрождение в Италии, его основные этапы и представители
Раннее Возрождение
|
Родоначальником гуманизма считают
поэта, философа Франческо Петрарку (1304-1374) - он первым противопоставил средневековому
богословию - divina stadia (божественному знанию) новое мировоззрение - humana
stadia (человеческое знание).Перу Петрарки принадлежат философские трактаты,
биография "Письмо к потомкам", но главное - любовная лирика. Сонеты,
посвященные Лауре, - это своеобразный поэтический дневник, в котором отразилось
противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения
мира. Вот один из сонетов "На жизнь и смерть мадонны Лауры":
При благородстве крови-скромность эта,
Блестящий ум-и сердце простота
При замкнутости внешней - теплота,
И зрелый плод - от молодого цвета,
-Да, к ней была щедра ее планета,
Вернее - царь светил, и высота ее достоинств
Каждая черта
Сломили бы великого поэта.
В ней сочетал Господь любовь и честь,
Очарованьем неделя под стать
Природой красоте- очам на радость.
И что-то у нее во взоре есть,
Что в полночь день сиять заставит, засиять,
Даст горечь меду и полыни - сладость.
Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313- 1375), автор "Декамерона", собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. "Декамерон" - сборник 100 новелл, в которых повествуется, как во время "черной смерти" (чумы) 1348 г. во Флоренции 10 молодых людей (юношей и девушек) удаляются на загородную виллу и там в течение 10 дней (гр. декамерон - дссятиднев), помимо других развлечений, рассказывают каждый по одной новелле в день.
Данте, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.
Жизнь людей эпохи Возрождения тесно связана с искусством. Искусство было для них тем, чем до сих пор была религия, а в Новое время стали наука и техника. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы, изменилась и церковная архитектура. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно обозреть, то здания Возрождения можно охватить единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.
Внимание художников Возрождения привлекал реальный земной мир. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В человеке их интересовала индивидуальность. Основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве - Джотто (1266-1337). Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, стал писать фигуры объемными. Ему принадлежат росписи церкви в Ассизи на сюжеты из Евангелия, а также из жизни св. Франциска Ассизского. В скупых пластических формах Джотто передавал глубину переживаний человека и новое ощущение человеческого достоинства, что так характерно для живописи Раннего Возрождения.
Один из основоположников искусства
Раннего итальянского Возрождения - Мазаччо (1401-1428). Его фрески в церкви
Санта-Мария дель Кармине во Флоренции свидетельствуют о решительном разрыве
с готической традицией. Он первым применил в живописи научные законы перспективы,
открытые Брунеллески. Его фрески отличаются монументальностью, лишены готического
декора, а изображенные на них фигуры объемны. Классическим образом алтарной
композиции стала его "Троица", созданная для церкви Сайга-Мария Новелла
во Флоренции. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до
тех пор реальностью пространства, с объемностью фигур, выразительной портретной
характеристикой лиц донаторов и с удивительным по силе сдержанного чувства образом
Богоматери.
Строгие законы перспективы применял в своих работах скульптор Донателло (1386-1466),
например "Св. Георгий, убивающий дракона". Его грациозная статуя юного
Давида считается первой со времен античности свободностоящей обнаженной скульптурой
в полный рост.
В этот период в архитектуре проявился интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов. С именем архитектора Брунеллески (1377-1446) связывают смелую ломку средневековых стереотипов и пропорций и обращение к традициям античного ордерного зодчества. Простые геометрические формы и творчески переосмысленные античные принципы придают внешнему лицу зданий Брунеллески величавое спокойствие. Во Флоренции им построены капелла Пации и Оспедале дельи Инногенти (воспитательный дом).
Высокое Возрождение
|
Леонардо да Винчи (1456-1519), один из самых замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, но и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками.
Одна из важнейших его художественных работ - "Тайная вечеря" - фреска в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа "Один из вас предаст меня". Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Всемирно известен еще один шедевр мастера - портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название - "Джоконда", по имени ее мужа Джоконде. Необычайная глубина и значительность сделали "Джоконду" символом эпохи Возрождения.
Великому живописцу Рафаэлю Санти (1483-1520) принадлежит величайшее произведение мировой живописи - "Сикстинская мадонна": юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.
Великим представителем культуры Высокого
Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец,
архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур "Утро",
"вечер", "День", "Ночь", выполненных для гробниц
в капелле Медичи.
Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца;
одна из самых впечатляющих его фресок - сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело
более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти,
- звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен
человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью
"превзойти природу".
Замечательным художником Возрождения был Джорджоне (1477-1510). В знаменитых полотнах "Юдифь", "Спящая Венера", "Гроза" он показал единство человека и природы.
Жизнеутверждающая красота человека и природы стали главной темой творений другого выдающегося художника эпохи - Тициана (1477-1576), использовавшего в своих картинах мифологические сюжеты ("Даная", "Венера перед зеркалом", "Венера и Адонис").
|
|
Позднее Возрождение
Как принято считать, оно продолжалось с 40-х гг. XVI в- по конец XVI - первые годы XVII вв. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен "Индекс запрещенных книг", впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей.
|
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь "манеру" великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный историком искусства и художником Дж. Вазари маньеризмом. Этот стиль отличает субъективизм, вычурность образов, изощренность формы. Наиболее крупными художниками-маньеристами были Понтормо (1494-1557), выработавший драматический стиль с использованием необычных цветов ("Положение во гроб"), Бронзино (1503-1572) - автор холодных изящных портретов ("Лукреция Панчатики" и др.), скульптор и золотых дел мастер Б. Челлини (1500-1573).
Продолжали развивать реалистическую традицию в живописи Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573- 1610). Новаторство и смелость отличают работы Веронезе (роспись потолков во Дворце дожей в Венеции). На какую бы тему ни были его картины (религиозную, мифологическую, историческую или аллегорическую) - везде он славит мощь и величие Венеции. Драматические полотна на религиозную тему Тинторетто насыщены динамикой, контрастами света и тени, одухотворенностью образов. Караваджо - создатель мощного живописного стиля, построенного на контрастах света и тени, монументальности, энергичной лепке объемов. Художник имел немало подражателей (караваджистов) в Голландии, Фландрии, Франции, Испании. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.
Гуманистическое движение было общеевропейским
явлением:
в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем
западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении
культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.