14.4. Культура периода феодальной разробленности и татаро-монгольского нашествия (12-14 вв.)

В данном периоде выделяются два этапа. Первый - с 1240 г. и до середины 14 в., который характеризуется заметным упадком во всех областях культуры. Это связано с монголо-татарским нашествием и одновременной экспансией немецких, шведских, литовских, польских и венгерских феодалов. Второй период - вторая половина 14-15 вв. Он отмечен подъемом национального самосознания и возрождением русской культуры. В результате иноземного вторжения центр общественно-политической и культурной жизни сместился на северо-восток, где постепенно устанавливалась гегемония Москвы.

Монголо-татарское завоевание нанесло страшный удар ослабленной междоусобицей Руси. Города были сожжены и ограблены. Мастера искусства и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. Первые пять-десять лет после монгольского вторжения русское искусство находилос ь как бы в состоянии шока.

В обстановке опустошения главное значение приобрело деревянное строительство, но от этого периода памятников почти не сохранилось. Сильный удар захватчики нанесли и по ремеслам. Такие виды прикладного искусства, как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню, стеклоделие приостановились в своем развитии на долгое время. Культурные связи русских земель с Византей и другими странами заглохли.

Только в Пскове и Новгороде, избежавших разорения, растущие торгово-ремесленные силы продолжали работать. Известными фактом является вклад в 1359 г. в новгородскую церковь Флора и Лавра деревянного резного креста (так называемый Людогощинский), который представлял прекрасный образец резьбы по дереву, где сочетались крупные детали с мелкими и орнаментом плоской резьбы по всей поверхности.

Однако, постепенно преодолевая феодальную раздробленность, русские земли концентрировались вокруг Москвы, подготавливая процесс объединения в единое независимое государство. Вместе с позитивными политическими процессами и шло возрождение русской культуры.

Просвещение. Литература

Несмотря на огромную тяжесть монголо-татарского ига в 14-15 вв., на Руси развивалось просвещение и книжное дело. В эту средневековую эпоху распространение грамотности и знаний шло разными путями: в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и деревне. Судя по житийной литературе обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их обучали чтению, а затем письму. Многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде говорят о том, что русские горожане были достаточно образованы и использовали свои знания в деловой практике и в быту.

Применение бумаги и замена ею пергамента сделало книги более доступными. Уже к 15 веку известно достаточно библиотек. От 13-14 вв. до нас дошло 583 рукописные книги. Остальные, очевидно, погибли в огне многочисленных пожаров и войн. Выдающимся памятником литературы и географических описаний является "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, совершившего небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.

Сказание о Мамаевом побоище Ведущим жанром русской литературы этого периода является воинская повесть. Сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли" и ряд других. Отражая общественную идею политического и культурного объединения русских земель, литература показывала рост национального самосознания народа в борьбе с иноземным игом и созданием единого централизованного государства. Целый цикл выдающихся произведений посвящен этой проблеме. Это произведения о победе на Куликовом поле, "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" и др.

Архитектура

Крепость Изборск После монголо-татарского разорения русская архитектура только с конца 13 века начала создавать все заново. Строительство сосредоточилось на северо-западе и во Владимирской земле, включая Москву. Географическое положение Пскова обусловило развитие здесь оборонного зодчества. В 14-15 вв. возведены каменные стены псковского детинца, крепость Изборск. Храмы строились небольших размеров из мелкого камня и затем их белили. Изборск. Башня Талаевская

Первые каменные постройки в Московском кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже 13-14 вв. Успешно возводится белокаменный Кремль, а затем были заложены несколько каменных храмов - соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский в Коломне и др. После победы на Куликовом поле каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и Звенигороде, Дмитрове, Можайске.

Живопись

Фрески церкви Спаса на Ильине Живопись второй половины 13-15 вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Изоляция от Византии и разобщенность русских земель подтолкнули к росту областных тенденций в искусстве. Появились новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская и вологодская школы живописи. 14 век - время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (1340 - после 1405), приехавший на Русь в 70-е годы 14 столетия. Он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. По сохранившимся фрагментам можно судить о живописной манере мастера: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр.

По своему московская школа живописи не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная традиция, что позволило избежать простого подражания великому мастеру. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Наиболее достоверным творением Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора. Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают деисусу собора значение одного из величайших произведений мирового искусства.

Грек. Иоанн ПРедтеча
Грек. Христос
Грек. Богоматерь

Иконостас Благовещенского собора - древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских и византийских храмах отделялся от молящихся невысокой преградой. Новый иконостас, в становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стену из нескольких рядов икон. В 16 в. композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады для икон.

Иконостас Благовещенского собора
Рублев. Троица
Рублев. Спас

Первые семь икон праздничного иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (1360-1430), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева - икона "Троица", просиходящая из Троицкого собора Троице-Сергиевой монастыря, была написана в 10-е или 20-е годы 15 в. Три ангела - это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы - едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таки образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества.

Рублев. Апостол Павел
Рублев. Архангел Михаил

В 1918 г. в дровяном сарае близ Успенского собора в Звенигороде были найдены три рублевские иконы. "Архангел Михаил" воплощает идеальную красоту юности, "Апостол Павел" - образ высокой духовной силы, а "Спас" - скорбен и светел.

Таким образом, в 14-15 вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, объединение вокруг Москвы шло формирование великорусской народности и зарождение общерусской культуры.

Используются технологии uCoz