14.6. Русская культура в 17 веке
В истории России в XVII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. Окончательно оформилось крепостное право (1649), что привело к резкому обострению классовой борьбы, крестьянским волнениям. Недаром XVII в. называют бунташным. В начале столетия Россия пережила и годы великой смуты, которые начались походом на Москву Лжедмитрия. Захват Москвы поляками, а затем освобождение ее народным ополчением под водительством нижегородского купца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, избрание русским царем Михаила Романова и восстановление государственной власти в виде сословно-представительной монархии привели к перестройке общественных отношений. |
Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились лить к концу века. Во многом они были связаны с именем Петра I и проводимыми им реформами.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Сознание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.
Просвещение
Культурно-исторический
процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового
религиозного мировоззрения. Происходит так называемое обмирщение культуры,
т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского
характера (секуляризация). Этот процесс сказался на развитии образования
и книгопечатания. Росту грамотности способствовало появление учебных пособий (рукописных и печатных). В 1634 г. был издан первый Букварь Василия Бурцева, затем неоднократно переиздававшийся и продававшийся по доступным ценам. В 1648 г. вышла Грамматика М. Смотрицкого, а в 1687 г. - "Считание удобное" - таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике. |
Распространение грамотности способствовало
росту спроса на книги. В XVII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги,
среди которых были и светские.
Продолжали выходить рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые
с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском приказе. Это были произведения
как на религиозные, так и на светские темы.
Обучение грамоте велось "мастерами" из лиц духовного звания, обучали детей, начиная с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтири. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.
Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом - греческий. Сначала в училище преподавали 30 учителей, а через пять лет - уже более 200. В 1687 г. тоже на Никольской улице была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия. В нее перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.
Литература
В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события.
Многие произведения повествовали
о смутном времени: "Сказание" Авраама Палицина, "Новая повесть
о преславном Российском государстве" и др. В них рассуждалось о причинах
"великой разрухи" и в то же время показывалось величие русского народа,
его патриотизм.
В произведениях литературы второй половины XVII в. появляется новое отношение
к человеческой личности - интерес к внутреннему миру человека, признание его
ценности независимо от положения в обществе.
К XVII в. относятся первые записи фольклора - произведений устного народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидений казаков и др.
|
Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в., - сатирические произведения, стихи. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала стихотворная "Повесть о Горе злосчастии", которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести - трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и пожелал жить по своей воле, но это ему не удалось. Он терпит неудачу, послушавшись Горя, которое едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, где Горе не может его настичь. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.
Той же теме посвящена стихотворная комедия "Притча о блудном сыне" Симеона Полоцкого (1629-1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы "О Навуходоносоре царе…" и огромного количества стихов, пропагандировавших знания. Он ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения.
Новым в русской литературе стал жанр
демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального
суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические
повести "О Шемякином суде" и "О Ерше Ершовиче - сыне Щетинникове",
написанные бытовым народным языком. Последняя из них была широко распространена
и передавалась из столетия в столетие в виде сказки, в рифмованной и прозаической
форме.
Получила распространение и переводная литература, которая проникала в Россию
в основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в
сборниках "Великое зерцало" и "Римские деяния", куда входили
поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями
которых были короли, графы - высшая знать. Переводилась также бытовая и плутовская
новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты.
Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами
становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить
"Повесть о Бове королевиче", истоком которой послужил французский
рыцарский роман.
Архитектура
В зодчестве XVII в., особенно во
второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит
обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости
и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий - дивное
узорочье, как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает
пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных,
а позднее - западных форм.
Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним декором и внутренним убранством.
Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и
гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к
основному зданию пристраивались приделы, галереи, и все это соединялось переходами,
составляя ансамбль.
Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Путинках (строительство окончено в 1652 г.). Сооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам - огромная сумма. Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Между основным храмом и приделом была встроена колокольня - самая высокая часть среди отдельных построек, составляющих храм, и как бы объединяющая их. Церковь украшена декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов. |
Церковь в Путинках - последний из
шатровых храмов в Москве. В 1652 г. на патриарший престол вступил Никон, который
запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие.
Однако шатровые храмы продолжали строиться вдали от столицы - Ярославле, Костроме
и других городах. В Москве же зодчие использовали этот стиль при строительстве
колоколен, которые пришли на смену звонницам. В традиционном стиле построен
комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря - загородной резиденции патриарха
Никона.
Наряду со старыми, традиционными формами в русском зодчестве появляются и новые.
Архитектура второй половины XVII в. отличается большей декоративностью, используются
различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи,
так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко.
Характерные черты этого стиля - четкость и симметричность композиции, многоярусность,
тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска
фасадов, цветные изразцы и подчеркнутая устремленность здания вверх. Образцами
московского барокко стали церковь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиевого
монастыря, а также многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря.
Черты этого стиля проявились в здании
Печатного двора и в Сухаревой башне.
Построенный артелью русских мастеров во главе с Баженом Огурцовым Теремной дворец
в Московском Кремле, представлял собой многоярусное ступенчато-пирамидальное
сооружение, "олицетворяющее величие царской власти". Новым было убранство
дворца - его резные наличники и многоцветные изразцовые пояса как снаружи, так
и внутри здания.
Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь Ильи Пророка, церковь Иоанна Златоуста. Вершина ярославского зодчества - церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав с красным кирпичом стен, украшенных голубыми изразцами.
Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве памятники архитектуры нарышкинского стиля - палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке, палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке.Стиль московского барокко конца XVII в., его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени. |
Живопись
Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно, ее, как и другие виды искусства, также затронул процесс обмирщения. Происходят становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный - парсунная живопись.
Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626- 1686) - русский живописец и гравер. Произведения Симона Ушакова - парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным изображениям характер живых лиц. На его иконах - реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.
Самое известное произведение Симона Ушакова - "Спас Нерукотворный", в котором художник с помощью светотени передаст объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека. Ушаков выступил как художник-реформатор, используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов. В 1617 г. он создал икону "Троица", в которой, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими полными здоровья юношами.
В первой половине XVII в. парсуны создавались в старой иконописной манере - на липовых досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя - Федора Ивановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. В изображении, характерный для иконы, трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригиналов.
В 80-90-е гг. XVII в. русские художники
создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина
и поясной портрет матери Петра I - Н. К. Нарышкиной. Для них характерны пристальное
внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.
В живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышению интереса к человеческой
личности.