16.1. Система образования и просвещения в России в 19 в. Достижения науки и техники
В истории культуры России девятнадцатый
век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век,
когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - в литературе,
живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIX в. внесла огромный
вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс
складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.
Именно в XIX в. российская художественная культура стала классической, имеющей
значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом
и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских
стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом
опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения
литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке
и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными
и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности.
Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым
веком русской культуры.
На развитие культуры и общественной мысли XIX в. огромное воздействие оказала
Отечественная война 1812 г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост
национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование
культуры золотого века и ее особенности, были восстание декабристов и европейские
буржуазные революции.
Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на достижения предшествующего
времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность
в грамотных и образованных людях. В общественно- политические процессы втягивались
новые социальные слои общества. Царское правительство, провозгласившее «теорию
официальной народности», основанную на триаде - самодержавие, православие и
народность, активно боролось с проявлениями передовой мысли в литературе, театре,
живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый характер.
Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности
пользоваться культурными достижениями всему населению. Культурные потребности
дворянства были иными, чем крестьянства, которое формировало собственные культурные
традиции. Свободный доступ к образованию в начале XIX в. имели лишь привилегированные
слои населения. Однако самодержавие в условиях становления капиталистического
уклада вынуждено было расширять сферу образования. В 1802 г. было создано Министерство
народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями.
В начале XIX в. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение
- Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерите,
Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском
Селе, Ярославле и Пежине. В 1829 г. был восстановлен Главный педагогический
институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий
и университетов.
И все-таки численность студентов к середине XIX в. достигла всего 4 тыс. чел. К 1855 г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ -- 439. Количество приходских школ возросло на 288. Произошли изменения в социальном составе образованных людей, заметно усилился разночинный слой.
Научные открытия
В условиях становления капиталистического
уклада и начавшегося промышленного переворота все большее значение приобрели
научные открытия, имевшие теоретическое и прикладное значение.
Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793-1856) создал теорию неевклидовой
геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тысяч лет работали ученые
всего мира. Он обнаружил возможность другой геометрии, отличавшейся от классической,
евклидовой. Опубликованная в журнале «Казанский вестник» геометрия Лобачевского
не была понята современниками. Только к 100-летаю со дня рождения великого ученого
пришло широкое признание его трудов: была учреждена международная премия его
имени, в Казани, где он провел большую часть жизни, установлен памятник. К математической
физике, аналитической механике, теории чисел, теории вероятности относятся основные
труды М.В. Остроградского (1801-1861). Физик Б.С. Якоби (1801-1874) - изобретатель
в области электротехники - сконструировал несколько электродвигателей. Совместно
с Э.Х. Ленцем исследовал электромагниты, предложив методику их расчета.
Один из первых российских электротехников
Л. Л. Петров (1761-1834) создал ряд физических приборов, раньше европейских
ученых открыл явление светового и теплового действия электричества (вошедшее
в науку как вольтова дуга) и этим положил начало применению электроэнергии на
практике.
Инженер П.Д. Шиллинг (1786-1837) в 1832 г. раньше американского изобретателя
С. Морзе (1791-1872) создал записывающий электромагнитный телеграф.
Инженеры-механики, крепостные промышленников
Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М-Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили
первую в России железную дорогу на паровой тяге.
Инженер-металлург П.П. Амосов (1799-1851) на Златоустовском заводе первым в
мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного
эксперимента разработал способ получения булатной стали. Металлург П.М. Обухов
(1820-1869) - основатель сталелитейного производства и применения литой стали
для изготовления пушечных стволов.
Развитие географической и исторической наук
Велик вклад русских путешественников в развитие географической науки. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна (1770- 1846) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин,. полуострова Камчатка.
В 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен (1778-1852) и М.П. Лазарев (1788-1851) возглавили кругосветную экспедицию, открывшую Антарктиду и многочисленные острова. Путешествия Г-И. Невельского, Е.В. Путятина (1804-- 1883), В.М. Головнина (1776-1831), О-Е. Коцебу (1788-1846), Ф.П. Липке (1797-1882) дали науке богатейшие сведения об островах Тихого океана, Аляске, Сахалине, островах Ледовитого океана, побережье Кореи и т.д. Русское географическое общество, учрежденное в 1845 г., стало центром изучения территории и морей России. |
Созданное при Московском университете Общество истории и древностей российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800 г. был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве».
В 1818 г. тиражом 3 тыс. экземпляров вышли в свет восемь томов написанной на основе огромного фактического архивного материала «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (1766-1826). Тираж разошелся в два месяца. Следующие тома 9-11 были опубликованы в 1821-1824 гг. а 12-й том был опубликован в 1829 г., после смерти автора. Основу исторической концепции Карамзина, развитой им в «Истории», составляет убеждение, что органически присущей России формой государственного управления является самодержавие, что вызвало различные отклики и бурную полемику. Одни возносили автора, другие порицали его, выступали с резкой критикой. нескольких поколений труд Карамзина был основным источником знаний по истории Древней Руси, которая, как писал А.С. Пушкин: казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом. |
Материальным и моральным вознаграждением
труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией
наук Делю Демидовской премии, начало которому было положено в 1831 г. Премии
выдавали 1832-1865 гг. за опубликованные труды по науке, технике, искусству.
Демидовская премия считалась наиболее почитаемой научной наградой в России.