16.2. Разнообразие стилей в русском искусстве 19 в.
Литература
В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г.Р. Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н.М. Карамзин (повести «Бедная Лиза», «Наталья - дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский (1783-1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила», « Света - лада»). Другое направление - гражданский, революционный романтизм проявился в творчестве К.Ф. Рылеева (1795-1826). Его лирика, исторические «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы К. Кюхельбекера (1797-1846) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.
Романтизм оказал влияние и на раннее
творчество А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
![]() |
Основоположник русского реализма - гениальный А.С. Пушкин (1799-1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество, и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах «Евгений Онегин», первые произведения классической прозы «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», хронику обнищания крепостной деревни «История села Горюхина», историческую повесть «Капитанская дочка», исследование философских и нравственных проблем человечества - трагедию «Моцарт и Сальери», гениальное воплощение образа России как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца, - поэму «Медный всадник», лирические стихи образцы лирики, освещенной идеями свободы, любви, патриотизма. |
Он первым пришел к выводу, что истинная народность - это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России. Н.В. Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему... В нем русская природа, русский язык, русский характер.»
А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность - полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрениях он принадлежит не только XIX в., не только России. В конце XX в. он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.
А.С. Пушкин ушел из жизни, имея наследника и продолжателя его общественно-литературного дела - М.Ю. Лермонтова (1814-1841), замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. В полную силу он выступил в 1837 г. со стихотворением «На смерть поэта», в котором резко обличал самодержавие и нравы придворной знати. Индивидуальному складу Лермонтова-поэта близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность (поэмы «Мцыри», «Демон»). Его лирика насыщена настроениями протеста против несправедливости, скорби и сочувствия обездоленным и притесненным. | ![]() |
Реалистические элементы в творчестве М.Ю. Лермонтова усиливаются со второй половины 30-х гг. («Тамбовская казначейша», «Сашка»). Он уверенно шел к реализму, и роман «Герой нашего времени» с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, является зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим звучанием. Творчество Лермонтова, проникнутое фатализмом, выражает конфликт русского общества, который, по мысли поэта, приведет к трагедии.
![]() |
К Н.В. Гоголю (1809-1852) пришли известность и слава после публикации цикла «Малороссийских повестей», «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), проникнутых лирическим романтизмом. Дальнейшие его повести, вошедшие в сборник «Арабески», «Портрет», «Невский проспект», а также сборник повестей «Миргород», обозначали решительный поворот от лирического романтизма к реализму. Гоголь считал задачей художника извлекать «необыкновенное» из обыкновенного, но так, «чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина». В комедии «Ревизор» новаторский характер драматургии пьесы позволил воплотить в образах чиновников уездного города облик всей современной России. |
Выход в свет первого тома «Мертвых
душ» - романа-поэмы означал утверждение критического реализма в русской литературе.
Это произведение Гоголь считал главным делом всей своей жизни. «Вся Русь отзовется
в нем», -- писал он. По мнению Н.В. Гоголя, писатель должен изображать «вседневное
и действительное». Но он предупреждал, что художник не может оставаться безучастным
к добру и злу, он должен стремиться к творческому воплощению, помочь преобразованию
жизни посредством искусства.
В повести «Шинель» Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав
тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь «маленького» человека в крепостнической
России. Тема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое
воплощение. Писатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. Он показал
нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической
силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.
В 1847 г. была издана книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» - одно из самых полемических произведений русской литературы, вызвавшее противоречивые оценки современников и потомков. В этой книге получила выражение вера Гоголя в возможность наилучшего устройства России, в мессианскую роль России, основанную на верности идеалам православия.
В 40-50-60 гг. XIX в. на литературную
стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев (1818-1883),
И.А. Гончаров (1812-1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889), А.Н. Островский
(1823- 1886), поэты Н.А. Некрасов (1821-1878), Ф.И. Тютчев (1803-1873), А.А.
Фет (1820-1892) и др. Протест против самодержавия и крепостничества, желание
счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Пьесы А.Н.
Островского («Не в свои сани не садись», «Не так живи как хочется», «Бедность
не порок», «Гроза» и др.) явились продолжением традиций «натуральной школы»
Н.В. Гоголя. Он впервые в русской литературе вывел на «свет божий» «темное царство»
жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив
ее перед судом читателя.
Муза Н.А. Некрасова, «муза мести и печали», шла туда, «где трудно дышится, где
горе слышится», и обязывала человека быть гражданином.
В замечательной плеяде русских писателей творчество Л.Н. Толстого (1828- 1910) и Ф. М. Достоевского (1821-1881) явилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу XIX в. великой.
Театр
В начале века русский театр был
театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были
трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.
Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829) и «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836) на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин (1788-1863). Разработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта. А.И. Герцен писал о Щепкине: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре», а в Малом театре - он был «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов». | ![]() |
Изобразительное искусство
Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.
![]() |
|
В замечательных портретах современников художника 0.А. Кипренского (1782-1836) отразилось влияние романтизма и.в то же время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность. | ![]() |
А.Г. Венецианов (1780-1847) - первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты: «Гумно», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Помещица, занятая хозяйством». Поэтические, немного идеализированные образы крестьянской жизни неразрывно связаны в картинах Венецианова с передачей неброской красоты среднерусской природы. Произведения художника были по своему содержанию национальными, русскими, хотя не стали подлинно реалистическими. Основоположником реализма в живописи стал П.А. Федотов (1815-1.852) - создатель картин «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Игрок» и др.
![]() |
![]() |
![]() |
Над монументальным полотном «Явление Христа народу» А.Л. Иванов (1806- 1856) работал 20 лет, сделав 600 этюдов. Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Действительно, кратко смысл картины можно определить - человек в изменяющемся мире. Художник показал, что происходит с человеком в переломный момент жизни, когда меняются пророки и появляется надежда на избавление от зла.
Архитектура
Русская архитектура первых трех десятилетий XIX в. связана со стилем ампир, завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был как бы олицетворять могущество государства. Ампир (от фр. empire, букв. - империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве, первоначально сложился во Франции при Наполеоне 1, служил воплощению идей государственного могущества.
Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова (1761-1811), А.Н. Воронихина (1750-1814), К.М. Росси (1775-1849), В.П. Стасова (1769-1848). Характерная черта зодчества того времени - создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор - самое высокое здание того времени в России.
![]() |
![]() |
![]() |
После пожара 1812 г. вновь отстраивалась
Москва в традициях классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления
Москвы 0.И. Бове (1784-1834) - представитель ампира. Так, возник крупный архитектурный
ансамбль на Манежной площади со зданиями университета, перестроенного архитектором
Д.И. Жилярди (1785-1845), и зданием Манежа (архитектор (О.И. Бове). О.И. Бове
была создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Архитектурным
сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности,
простоты и уюта.
Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течения,
в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора
К.А. Тона (1794 -1881) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве
как памятник победы русского народа в войне 1812 г.
По примеру новой и старой столиц преображались и другие города России. Архитектор
А-И. Мельников (1784-1854), представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой
площади в Одессе.
![]() |
|
![]() |
Музыка
Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787 -1851), А.Е. Варламов (1801- 1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800-1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А-Н. Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующуюся и поныне большой популярностью.
![]() |
|
Он заложил основы двух главных направлений
отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического
жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум,
чаяний и миропонимания народа. В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным
действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного
патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней
Руси и восточным сказкам.
Его симфонические произведения («Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская
хота», «Ночь в Мадрида и др.) демонстрируют высочайшее мастерство композитора
добиваться гармонии и синтезировать народные мелодии.
Огромно вокальное наследие М.И. Глинки: он написал около 80 произведений для голоса и фортепиано на слова А. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне»), М.Ю. Лермонтова («Слышу ли голос твой»), В. Жуковского («Ночной смотр»), Е. Баратынского, Н. Кукольника и других поэтов.
Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1813- 1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму - оперу «Русалка» (по одноименной поэме А.С. Пушкина), в которой в образе мельника отразил сочувствие к «маленькому» человеку. | ![]() |
Композитор обратился к новым приемам в музыкальном искусстве: работая над оперой «Каменный гость», он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив. Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы «Мне грустно», «Я все еще его люблю», «И скучно и грустно», песни «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и др.).
Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой.