2.5. СТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ О КУЛЬТУРЕ

Структурализм - научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах ХХ в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации.

Ф. де СоссюрВ начале структурализм существовал как конкретно - научное направление, прежде всего в лингвистике. Его зарождение связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857-1913), который рассматривал язык как знаковую систему. Соссюр сосредоточил внимание на изучении внутренних механизмов, внутренних взаимодействий между элементами языковой системы. Затем методы исследования структурной лингвистики были перенесены в другие гуманитарные науки: литературоведение, искусствоведение, этнологию, историю, психологию. В середине 60-х годов структурализм сформировался как философское течение, сначала во Франции.

В чём суть структурного метода? Как понималась в рамках этого направления структура?

Структура - это совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода.

При этом происходит абстрагирование от специфики элементов той или иной системы. В них учитываются только так называемые реляционные свойства, зависящие от положения в системе, и отношений с другими элементами. Таким образом, для структурализма характерно перенесение внимания с элементов и их собственных, "природных" свойств на отношения между элементами и соответствующие им реляционные свойства.

Помимо примата отношений одним из основных положений структурализма является принцип синхронии (или синхронического исследования). Суть этого принципа в том, что для выявления структуры объекта нужно отвлечься от его развития и рассмотреть его части синхронически, как сосуществующие в один момент. После того, как выяснено, что из себя представляет данный объект, как он функционирует, можно рассматривать его развитие, изменение в разные моменты времени, т.е. диахронически.

Для структурализма характерен способ мышления посредством оппозиций: субъект - объект, целое - часть, внутреннее - внешнее, центр - периферия, власть - подчинение, научное - обыденное, высокое - низкое, массовое - элитарное. Так, при выделении господствующих и угнетённых классов выделялись и соответствующие направления в искусстве: искусство высокое, т.е. придворное, парадное, официальное и низкое, т.е. простонародное, бюргерское.

К. Леви-СтросЛидером французского структурализма считается крупный учёный этнолог К. Леви-Строс (род.1908). Его труды посвящены изучению культуры первобытных племен, их брачно-родственных отношений, образа жизни, мышления и мифологии. Основной труд Леви-Строса основан как на его собственных полевых исследованиях среди индейских племён Бразилии, так и на обобщении огромного количества материалов. Они внесли серьёзный вклад в этнографическую науку и принесли их автору мировую известность.

Важное место в концепции Леви-Строса занимает понятие бессознательного. Бессознательное - это скрытый механизм знаковых систем. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но он делает это, подчиняясь определённым правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых обычно многие и не догадываются.

Таким образом, в структурализме мы вновь встречаемся с концепцией коллективного бессознательного, которое лежит в основании культуры. Но если у Юнга в качестве таких первичных оснований выступают архетипы, то в структурализме - знаковые системы. С точки зрения структурализма все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, обычаи, традиции - могут быть рассмотрены как знаковые системы.

Другим крупным представителем структурализма был Р. Барт (1915-1980). Барт исходил из посылки, что культура может быть исследована как язык. Он считал, что под любым, даже внелингвистическим явлением может быть обнаружена его языковая основа, поскольку когда-то оно было названо. Без языка нельзя понять и смыслы социальных культур. Барт считал, что различным формам культуры свойственны собственные языки. Есть язык политики, моды, даже кулинарии.

В исследовании явлений культуры Барт предлагал ввести методы и понятийный аппарат лингвистики. Прежде всего это идущее от Соссюра и широко используемое структурализмом различие языка и речи. Барт утверждает, что язык как социальное установление и система значений не может быть ни создан, ни изменён отдельным индивидом, он является коллективным договором. В противоположность языку, речь является индивидуальным актом выбора. Письмо представляет собой взаимодействие языка и речи. Благодаря ему рождается произведение (писателя) не просто как диалектика формы и содержания, а как диалектическое отношение коллективного с его обязательными кодами (язык) и индивидуального с импульсами бессознательного (речь).

Постструктурализм возникает в середине 70-х годов ХХ века в рамках французской школы. Концептуальные основы постструктурализма заложили французские философы Ж.-Ф. Лиотар (род.1924), Ж. Делёз (1926-1995), Ж. Деррида (род.1930). Затем он вышел за рамки школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности яркое воплощение в американской литературе. Иногда в качестве синонима термина "постструктурализм" используется термин "постмодернизм". Их следует различать. Постструктурализм является философской основой постмодернизма, одной из его составных частей, не исчерпывающих всё его содержание.

Ж.-Ф. Лиотар     Ж. Деррида

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА

1. Для постструктурализма характерно внимание к проблемам текстологического плана. Культура понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о первичности звуковой речи перед письменной. Он усматривает в этом порок, свойственный всей предшествующей философии (первичность "логоса" - одновременно как закона и слова). Деррида выдвигает идею о первичности письменности как материальных "следов", служащих опорой для языковых знаков.

Деррида выдвинул принцип деконструкции, исключающий всякую возможность установления для текста какого-либо единственного и устойчивого смысла (значения). Любой текст создаётся на основе других, уже созданных текстов. Те, в свою очередь, создаются на основе существовавших ранее текстов. Таким образом, культура предстаёт как бесконечный и безграничный текст. Текст приобретает самодовлеющее значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор. При этом и сам автор теряется где-то в прошлом. Так что текст становится автономным и анонимным. Р. Барт ввёл понятие "смерти автора". Текст сам по себе настолько важен, что автором вообще можно пренебречь, он сделал своё дело - создал материал для дальнейшей интерпретации. В постструктурализме познание сводится к пониманию и истолкованию текстов. Поскольку каждый истолковывает текст по-своему, то провозглашается плюрализм человеческих истин, относительный характер наших знаний.

2. Характерной чертой постструктурализма и постмодернизма является негативизм. Всё, что раньше считалось устоявшимся, надёжным, определённым: человек, разум, философия, наука, прогресс, культура - объявляются теперь несостоятельным и неопределённым. Всё превращается в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать, но на которые нельзя опереться в познании и практической деятельности.

3. В постструктурализме и постмодернизме происходит отказ от понятия "прогресс" в познании и культурной жизни. Понятие прогресса заменяется понятием роста или "распространения", образно выраженном в термине "ризома".
Ризома - это беспорядочное распространение, не имеющее какого-либо превалирующего направления, регулярности. Именно ризома, служит основным образом современной культуры, с её отрицанием упорядоченности, синхронности, регулярности, системности.

4. В постструктурализме и постмодернизме происходит отказ от способа мышления посредством оппозиций, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного в культуре. Стирается чёткая граница между разными уровнями и формами культуры. Исчезает и оппозиция "центр - периферия", что означает утрату центрального положения Запада как традиционного ядра современной культуры.

5. Для постмодернизма и постструктурализма характерно стирание пространственных и временных границ, внимание к прошлому, подражание старым стилям. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Архитекторы стремятся сочетать элементы конструктивизма, современные материалы (анодированный алюминий, нержавеющая сталь, цветное стекло) с деталями классической архитектуры, такими, как арки, колонны, порталы, фронтоны, карнизы. Интерьеры обставляются старомодной мебелью. Пример такой архитектуры - культурный центр имени Линкольна в Нью-Йорке. Площадь перед центром опоясывает традиционная мраморная аркада.

Арке Дефанса под ПарижемНо иногда наблюдается и такая ситуация. Историк искусства В.М. Полевой пишет о ней так: "Постмодернизм обращается к величественной архитектуре латыни, но излагает её на вульгаризированном сленге". Так, в гигантской арке Дефанса под Парижем разместились офисы фирм. Или знаменитая, античная статуя Венеры Милосской превращается в манекен для рекламы женского белья. Это пример вульгаризации классического искусства. Для искусства постмодернизма характерна эклектичность. В нём отсутствуют ведущие художественные школы и стили, стремящиеся подчинить себе всю область художественного творчества, как это было с классицизмом, романтизмом, модернизмом, а ещё раньше - романским и готическим стилями.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличалось понимание коллективного бессознательного в психоанализе К. Юнга и в структурализме?
2. Раскройте основные принципы структурализма?
3. Расскажите о работах К. Леви-Строса.
4. Как понимается культура представителями постструктурализма?
5. Что означает термин "ризома", используемый в постструктурализме?
6. В чём различия между структурализмом и постструктурализмом?

Используются технологии uCoz