5.4. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Термин "цивилизация" ввел в науку в середине XVIII в. шотландский историк и экономист А. Фергюссон. Термин "цивилизация" произошел от латинского слова "civilis", что означает "гражданский", "государственный", "общественный". В европейской науке XIX-XX вв. понятие "цивилизация" употреблялось в разных значениях, как правило, через сопоставление с понятием "культура". В науке сформировался широкий спектр мнений от отождествления этих понятий до их противопоставления. Рассмотрим основные позиции.
1.Понятия цивилизации и культуры
выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия.
В качестве примера можно указать на культурологические концепции
Н. Я. Данилевского и А. Тойнби.
2.Цивилизация рассматривается как уровень, ступень развития общества, его материальной
и духовной культуры (в этом смысле мы говорим об античной или современной цивилизации).
3.Цивилизация рассматривается как ступень исторического развития человечества,
следующая за варварством. Традиция такого понимания цивилизации восходит к римскому
историку К. Тациту. По мнению Тацита, цивилизацию от варварства отличают высокий
уровень материального благосостояния общества, создание государства и появление
письменности. Сходную с Тацитом постановку вопроса мы находим у М. Монтеня (1533
- 1592). Оба мыслителя обращают внимание на то, что переход от варварства к
цивилизации связан не только с приобретениями, но и потерями.
В дальнейшем понимание цивилизации как высшей по сравнению с варварством ступени
общественного развития встречается в работах Л. Моргана, в книге Ф. Энгельса
"Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884).
В качестве основополагающего начала цивилизации Энгельс рассматривал товарное
производство. Он называет и другие признаки цивилизации: разделение труда и
отделение умственного труда от физического, возникновение городов, появление
классов и государств. Поскольку Ф. Энгельса интересовала проблема возникновения
классов и государства, то вопрос о культуре и ее соотношении с цивилизацией
им здесь не рассматривался.
4.Существуют теории, в которых цивилизация рассматривается как социальный феномен,
противостоящий культуре. Традиция противопоставления цивилизации и культуры
восходит к И. Канту. Кант считал, что главной целью культурного развития человечества
является нравственной совершенствование. Он предлагает свой критерий нравственности:
поступок оценивается как нравственный только в том случае, если человек, совершивший
его, руководствовался лишь чувством долга и в мотивах его действий отсутствовала
корыстная цель - например, надежда на вознаграждение. Культура проявляется в
умении человека преодолевать свои эгоистические потребности, в стремлении подчиниться
нравственному долгу. Культура в своей основе нравственна.
Цивилизация же согласно Канту, требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность, соблюдать благопристойную форму поведения. Следовательно, поступки цивилизованного человека основываются не на чувстве долга, а на формальной дисциплине и могут преследовать корыстные, эгоистические цели. Поэтому Кант и определяет цивилизацию как внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием. Быть цивилизованным - еще не значит быть культурным. В процессе воспитания человека необходимо научить дисциплине, определенным навыкам (культуре умения), цивилизованности (культуре общения) и моральности как вершине этой пирамиды. Важнейшая задача культуры - это воспитание нравственного человека.
Дальнейшую разработку проблема соотношения культуры и цивилизации получила в концепции О. Шпенглера (1880 -1936). Задача Шпенглера не сводилась к тому, чтобы развести понятия "культура" и "цивилизация" и определить их значение. С помощью этих категорий Шпенглер попытался осмыслить динамику культурно-исторического процесса, выявить его закономерности. Исходя из принципа циклического развития культуры, Шпенглер приходит к выводу о неизбежности гибели каждой культуры. Он полагал, что культура, достигнув пика своего расцвета, в заключительной фазе приходит к упадку. Эту фазу деградации, упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Причину кризиса культуры Шпенглер видит в том, что материальные элементы начинают превалировать над духовными и вытесняют их.
Цивилизация по своему содержанию
противостоит культуре. Если в основе культуры лежит гуманистическое начало,
то сущностью цивилизации является практицизм и прагматизм. Если в культуре развивается
искусство и гуманитарные знания, то в цивилизации доминирующую роль начинают
играть естественные науки и техника. В отличие от культуры цивилизация лишена
творчества. "Она ничего не создает, она только перетолковывает". К
другим признакам цивилизации Шпенглер относил: урбанизацию (огромный рост городов),
омассовление всех сфер жизни, насилие человека над природой, войны и иные конфликты.
По мнению Шпенглера, цивилизация является неизбежной судьбой каждой культуры.
Так произошло с античной культурой, она закончила свое развитие римской цивилизацией.
Не избежал этой судьбы и современный Запад. Европа в XX веке вступила в период
своего заката.
Как взаимоисключающие начала рассматривает цивилизацию и культуру Н. А. Бердяев
(1874 - 1948). В своей работе "О культуре" Бердяев утверждает, что
культура родилась из культа и имеет религиозные основы. Генезис же цивилизации
связан с утилитарным началом человеческой деятельности, с борьбой человека с
природой. И эта борьба за выживание приходила вне храма и культа, поэтому цивилизация
оказалась не столь благородного происхождения как культура.
По мнению Н. А. Бердяева, культура - явление индивидуальное и неповторимое, цивилизация же - явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов и признаки по преимуществу материальные (например, он связан с употреблением железа). Культура в своей основе духовна. У культуры есть душа, у цивилизации - методы и орудия.
Развивая тему близости культуры и культа, Бердяев отмечает, что культура - это культ предков, почитание могил и памятников. Чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с прошлым, преемственностью. Цивилизация, напротив, дорожит своим недавним происхождением. Она не ищет древних и глубоких истоков, а гордится своими сегодняшними изобретениями. Цивилизация всегда имеет такой вид, словно она возникла сегодня или вчера.
Бердяев считает, что поскольку в основе культуры лежит религиозное начало, то она всегда стремится к воскресению. Примером тому является культура Древнего Египта. Она вся основана на жажде вечности, жажде воскресения, борьбе со смертью. Египетские пирамиды пережили долгие тысячелетия и сохранились до наших дней. Цивилизация не строит пирамид и не дорожит тем, чтобы ее памятники сохраняли тысячелетнюю прочность. Цивилизация футуристична, устремлена в будущее. По мнению Бердяева, в культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому, и творческое, нацеленное на будущее и созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало разрушительное, революционное.
По мнению Н. А. Бердяева цивилизация и культура - явления несовместимые еще и потому, что представляют разные стадии исторического прогресса. Высший подъем культуры остался в прошлом, для буржуазно-демократического этапа современной истории характерно господство цивилизации. Эти идеи Бердяев развивает в работе "Новое средневековье". В ней отмечается, что главной силой Нового времени становится техника. Человек попадает в зависимость от тех сил, которые создает сам. Он превращается в придаток машины, становится беспомощным без технических средств. В жертву техническому прогрессу приносятся гуманитарные ценности. Традиционная культура вытесняется массовой, которую Бердяев называет варварской культурой - более доступной, но низкой по качеству. Совокупность этих изменений и составляет перерождение культуры в цивилизацию.
Таким образом, существуют разные подходы к проблеме соотношения культуры и цивилизации. Однако, во всех рассуждениях по этому поводу можно найти некоторые достаточно бесспорные моменты. Они сводятся к следующему:
1. Понятие "культура" семантически
шире, чем понятие "цивилизация". Оно применимо как к небольшому племени,
так и к целым континентам (например, "культура Европы", "африканская
культура" и т. п.).
2.Понятие "культура" включает в себя как научно-технический прогресс,
так и духовно-гуманистическую преемственность между поколениями. В понятии "цивилизация"
явно ощущаются материально-производственные приоритеты.
3. Понятие "культура" тесно связано с национально-этнической спецификой
человеческих групп, в то время как понятие "цивилизация" тяготеет
к общечеловеческим, глобальным масштабам.
В отличие от бытующего на Западе (на уровне повседневного сознания) отождествления
культуры с цивилизацией для россиян культура - явление в основе своей идеальное,
а цивилизация в конечном счете - материальное, связанное с бытовыми удобствами
и потребительством. Мы придерживаемся первоначального, идущего от античности
понимания культуры как "возделывания" души и духа человека, в то время
как цивилизация является возделыванием лишь среды и условий обитания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каким был первоначальный смысл
термина "цивилизация"?
2. Когда понятие "цивилизация" было введено в широкий научный оборот?
3. Какие точки зрения по вопросу о соотношение культуры и цивилизации существуют
в литературе?