ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предыдущих главах мы, не претендуя на бесспорность суждений, в самых общих чертах попытались набросать контуры огромного, созданного человеком мира культуры как второй, "рукотворной" Вселенной. Однако независимо от ее естественно-научного объяснения (эволюция живого вещества) или религиозной трактовки ("искра Божья", "сначала было слово") культура как глобальный феномен имеет ряд несомненных, признаваемых большинством людей признаков. Прежде всего, она связана с таким качеством живого организма, как понимаемая в самом широком смысле духовность. Вспомним, что даже такой непримиримый материалист, как Фейербах, справедливо утверждал, что "не плоть, а дух делают человека человеком", а классики марксизма, тоже не без основания, заявляли, что "идеи становятся материальной силой, когда они завладевают массами". Главные составные части культуры как органического единства и равновесия Истины, Добра и Красоты также общепризнаны и хорошо известны. Это - наука и техника, нравственно-юридические нормы общества и многокрасочная сфера искусства. Развиваясь во времени (по восходящей или циклично?) и распространяясь в пространстве (самобытно или смешиваясь?), культура представляет собой сложнейшую самонастраивающуюся систему, где господствуют извечные категории человеческого бытия, - символичность, нормативность и приспособляемость. Культура характеризует как все человечество, так и его любого, отдельно взятого представителя, объединяя людей в самые различные социокультурные группы от расы и нации до мелкого племени, семьи и самых разнообразных по характеру и численности общественных, профессиональных, локальных и маргинальных людских единств. Прямое отношение к культуре имеет также половая и возрастная (поколенческая) дифференциация общества. Важнейшими "осевыми" и "несущими" факторами таких единств, как этнос, народ, нация, суперэтнос ("цивилизация"), являются религия и язык. Именно они обеспечивают появление и существование наиболее устойчивых и самобытных человеческих сообществ во времени и пространстве.
Ощущение каждым из нас своей естественной принадлежности ко всему человечеству, к своему народу, к своей семье - основным и самым древним, объединяющим людей понятиям, - равно как и чувство своей личной неповторимости, не должно доходить до однобокого фанатизма, ибо в противном случае оно порождает неизменно враждебные культуре общественные проявления - оторванный от родной почвы космополитизм (в большевистском варианте - "интернационализм"); нетерпимый к другим народам национализм, нацизм и даже фашизм; самодостаточное мещанство и семейственность; бесплодный эгоизм и эгоцентризм.
Бесспорным представляется и тезис о том, что культура - синоним плюрализма и разнообразия, которые невозможны без сохранения неповторимости вещей и идей, племен и социальных групп, приходящих и уходящих этносов и народов. "Некультурный - значит несвоеобразный", - утверждал К.Н. Леонтьев и требовал от культуры "цветущей сложности". Вот почему лучшей формулой культурного развития является единство в многообразии и многообразие в единстве. По этой же причине антропологи и этнографы самоотверженно борются за сохранение всех, даже самых малых племен и народов, а археологи и искусствоведы - за сохранение и реставрацию мирового и национального культурного наследия, которое для них священно.
В завершение следует отметить, что
за последнее столетие в оценках феномена культуры, точнее, ее нынешнего этапа
- "цивилизации", стали звучать пессимистические ноты. Дело в том,
что небывалый научно-технический и материально-потребительский "прогресс"
приводит к растущей отчужденности и массовой бездуховности человека, его отрыву
от окружающей природы, угрожая самому ее существованию. Противоречия между естественным,
"божественным" и гармоничным миром природы - "биосферой"
- и искусственным, раздираемым противоречиями миром людей - "ноосферой"
порождают обширнейшую экологическую проблематику, которой, видимо, предстоит
выдвинуться на первый план в будущем осмыслении судеб человечества.