2.1. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ "ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ"

Значительное место в иррационализме заняла "философия жизни". Это направление сформировалось во второй половине XIX - начале XX века. Центральные понятия этого философского течения - понятие жизни. Жизнь противопоставляется статичному бытию и понимается как вечное движение и становление, созидание и самовыражение человека в различных формах культуры.

Ф.НицшеОдной из основных школ, сформировавшихся в рамках "философии жизни", стала "философия воли" Ф.Ницше. Ф.Ницше (1844 - 1990) был выходцем из Германии, по образованию филологом. Основные работы Ницше - "Рождение трагедии из духа музыки" (1872), "Так говорил Заратустра" (1883 - 1884), "По ту сторону добра и зла" и др. Многие произведения Ницше написаны в форме афоризмов и мифологических повествований.

Ницше выступает с переоценкой оснований европейской культуры, отрицанием вековых культурных традиций Европы. Он предполагает новый взгляд на человека. В отличие от гуманистов и просветителей Ницше считал, что человек вовсе не является венцом природы, её высшим творением. На протяжении тысячелетий происходит процесс разрушения человека как биологического вида. Жизненные силы человека всё дальше отступают под натиском механизмов. Ницше выдвигает идею о том, что человек - ещё "неустановившееся животное". В отличие от других биологических видов он находится в процессе становления.

Скульптура АполлонаСкульптура ДионисаСкульптура ДионисаНицше предлагает и новое понимание культуры, и свой взгляд на современную культуру. В работе "Рождение трагедии из духа музыки" Ницше сопоставляет два начала бытия и культуры - аполлоновское и дионисийское. Эти названия связаны с именами греческих богов - Аполлона и Диониса. Аполлон - бог света, солнца, красоты, гармонии, меры, покоя. Ницше оценивает аполлоновское начало как созерцательное, интеллектуальное, рациональное. Дионис выражает противоположное мироощущение, отношение к жизни. Дионис - бог свободы, раскованности, природных инстинктов, стихии жизни. Дионисийское начало Ницше отождествляет с трагическим, чувственным, интуитивным, иррациональным компонентом культуры.

Пример греческой архитектуры. Парфенон.Ницше считал, что менталитету греков и их культуре было присуще и аполлоновское, и дионисийское начала. И в этом заключается одна из причин расцвета древнегреческой культуры. Аполлоновское начало находило воплощение в пластических искусствах, архитектуре, эпической и лирической поэзии. Дионисийское начало проявлялось в музыке и греческой трагедии, само возникновение которой было связано с культом бога Диониса и празднествами в его честь - дионисиями. Ницше считал, что в дальнейшем в западной культуре было утрачено дионисийское начало, возобладало аполлоновское - рациональное, размеренное, упорядоченное. В утрате дионисийского начала Ницше видел одну из причин кризиса современной культуры.

Кроме утраты дионисийского начала одну из причин кризиса современной культуры Ницше видел в том, что она, основана на принципах христианской морали. Трудно в истории, философии найти мыслителя, который столь бы негативно относился к христианству. Одна из главных работ Ф.Ницше называется "Антихристианин. Проклятие христианству". Даже просветители не ставили этот вопрос столь радикально. Они подвергали суду разума мифы и религиозные суеверия. Ницше же считал христианство порочным культурным принципом. Почему Ницше столь негативно относился к христианству?

Греческий амфитеатр.Центральным в творчестве Ницше выступает понятие "воля к власти". Стремление к власти - главный критерий любого общественного явления и поведения людей. Хорошо всё, что укрепляет волю к власти, плохо всё, что ослабляет её. Христианство, становясь на сторону слабых, униженных, подрывает волю к власти. Поэтому, по мнению Ницше необходимо произвести переоценку ценностей - отбросить христианскую мораль, мораль рабов, и восстановить мораль господ, возродить идеал сильной и свободной личности. Мораль господ должна основываться на следующих принципах:

1. Признание безусловной ценности жизни;
2. Признание природного неравенства людей, которое обусловлено различием их жизненных сил, волей к власти;
3. Право сильного: сильный человек свободен от моральных обязательств, не связан никакими моральными нормами; он находится "по ту сторону добра и зла".

Свой идеал человека, способного стать "по ту сторону добра и зла", Ницше воплотил в образе сверхчеловека. Сверхчеловек - это центральное и наиболее спорное понятие в учении Ницше. Это скорее поэтический образ, чем развёрнутая идеологическая программа. Его образ выстраивается через отрицание среднего человека, человека толпы. Ницше наделяет сверхчеловека демоническими, дионисийскими чертами. Прообраз сверхчеловека он видел в героях античности и людях Ренессанса. Его привлекали энергичные, решительные натуры эпохи Возрождения. В современной действительности сверхчеловека ещё не было, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Сверхчеловек занимает у Ницше место бога. В произведении "Так говорил Заратустра" Ницше пишет: "Бог умер, мы его убили, и на его место должны прийти сверхчеловеки".

Ницше критиковал современного человека за его слабость, эгоизм, привычку подчиняться. Он предостерегал от тенденции уравнивания людей, превращение их в одинаковых, серых, неинтересных, "маленьких людей", которых "слишком много". Ницше предупреждал, что если развитие культуры пойдёт по этому пути, то недолго прийти к последнему человеку, которому будут недоступны высокие духовные ценности. Художественная выразительность языка, сила образов ставят Ницше в один ряд с современными ему писателями, которые также, как он, не приняли "среднего человека", обывателя. Среди них Флобер, Мопассан, Герцен, Стендаль.

Учение Ницше оказало большое влияние на идеологические и философские теории, на культуру ХХ века. Его считают основоположником контркультуры на Западе. В западной культурологии существует точка зрения, что молодёжный бунт 60-70-х годов, продолжающийся в разных формах и по сей день, был предсказан Ницше. Этот молодёжный протест считают проявлением дионисийского начала. Это было движение протеста против всего размеренного и упорядоченного в культуре, против традиционной морали, религии и искусства.

В.ДильтейГ.ЗиммельЕщё одной школой, сформировавшейся в рамках "философии жизни", стала "академическая философия жизни". Она сформировалась в конце XIX - начале ХХ века и представлена немецкими философами В.Дильтеем (1833 - 1911) и Г.Зиммелем (1858 - 1918). В работе "Конфликт современной культуры" (1918) Зиммель пытается объяснить, почему понятие жизни выдвигается на первый план в философии начала ХХ века. Он пишет о том, что XVIII век сконцентрировал мировоззрение на понятии "природа", XIX век создал понятие "общество". На пороге ХХ века на центральное место выдвинулось понятие "жизнь". Источник этого понятия - тот конфликт, который охватил всю современную культуру. И конфликт этот заключается в том, что в экономике, искусстве, религии, философии происходит разрушение старых форм и замена их новыми. Причём это разрушение происходит с непостижимой быстротой. Понятие "жизнь" служит для описания динамизма социальных и культурных явлений нашего времени.

Как понимают жизнь сами В.Дильтей и Г.Зиммель, какое содержание они вкладывают в это понятие? Понимание жизни в философии В.Дильтея и Г.Зиммеля отличается субъективизмом. Они рассматривают не универсальную жизнь, а жизнь отдельного человека. Для Г.Зиммеля содержание жизни сводится к чувствам, мыслям и опыту индивида. Для В.Дильтея жизнь - это "факты воли, побуждения и чувства, непосредственно данные нам в качестве переживаний". Жизнь как творческий и индивидуальный процесс исключает всеобщность и закономерность. Отсюда делается вывод о том, что в обществе, в отличие от природы, нет и не может быть никаких законов. Вся человеческая история есть взаимодействие случайных, уникальных, неповторимых судеб. Таким образом, понятие закона общественного развития заменяется судьбой.

Философы жизни поставили вопрос о том, чем науки о природе отличаются от наук о культуре (о духе). Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Природные явления подлежат объяснению. Объяснение - это выявление причин и закономерностей существования и развития явлений. А духовные явления подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. Потому что явления духа для человека не есть нечто внешнее, они даны нам непосредственно. Мы переживаем их как свои собственные, личные.

Понимание - это такая познавательная процедура, в которой мы можем как бы поставить себя на место другого и "изнутри" почувствовать и пережить какое-либо историческое событие, религиозное откровение, или эстетическое чувство.

При этом жизнь человека не сводится полностью к рациональным началам. В ней всегда есть место и иррациональному - то есть необъяснимым по причинно-следственной схеме порывам и движениям души. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, сопереживания не может быть одинаковой.

Искусство истолкования литературных памятников, письменно зафиксированных проявлений жизни называется герменевтикой.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные принципы классической концепции культуры?
2. Чем классическая концепция отличается от неклассической?
3. Что является центральным понятием в учении Ф. Ницше?
4. В чём Ф. Ницше видел причины кризиса современной культуры?
5. О какой переоценке ценностей писал Ф. Ницше?
6. Какое влияние учение Ф. Ницше оказало на культуру ХХ века?
7. Какое понимание жизни встречается в работах В. Дильтея и Г. Зиммеля?
8. Чем, по мнению В. Дильтея и Г. Зиммеля, различаются науки о природе и науки о культуре (о духе)?
9. Что такое герменевтика?

Используются технологии uCoz