4.5. СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОКИ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. ПОНЯТИЕ ЭЛИТЫ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ.

По субъекту - носителю культуру принято подразделять на мировую и национальную. Мировая культура - лучшие достижения национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура приобретает мировую известность, если ее ценности становятся достоянием всего человечества. Например, в древности всемирное значение имели греческая и римская культуры, в средние века - культура Византии, в эпоху Возрождения - Италии; в 19 веке русская культура приобретает мировую известность. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость, оригинальность проявляются как в духовной сфере (языке, искусстве, религии), так и в материальной сфере (особенностях экономического уклада, ведения хозяйства, традициях труда и производства).

В рамках каждой национальной культуры в соответствии с конкретным носителем выделяются культура социальных общностей (классов, социальных групп, слоев) и культура личности. Культура личности - это знания, ценностные ориентации, умения, навыки, привычки, способы действия конкретного человека, уровень его интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Таким образом, можно выстроить такую цепочку субъектов деятельности и соответствующих им видов культуры: культура личности - культура социальных общностей - культура этносов (народностей, наций) - культура стран (государств) - культура региональных сообществ - культура человечества в целом.

Существует еще одно деление культуры по субъекту - носителю, в соответствии с которым различают массовую и элитарную культуру. По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:

1. Предпосылки массовой культуры формируются с возникновением христианской цивилизации, появлением упрощенных вариантов Библии, рассчитанных на массовую аудиторию.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе 17 - 18 вв. приключенческого, детективного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. В качестве примера, как правило, приводят творчество Д. Дефо (1660 - 1731) - автора широко-известного романа "Робинзон Крузо". Книги Дефо написаны простым, ясным, доступным всем языком.
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 г. в Великобритании закон об обязательной, всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества 19 в. - роман.
4. Все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. В собственном смысле слова, она возникает на рубеже 19 - 20 вв. в США. Именно в это период формируется современное индустриальное общество, одной из главных особенностей которого становится всеобъемлющая массовизация жизни.

На это обращают внимание многие исследователи, в частности, американский философ О. Тоффлер (род. 1928 г.). Он считает, что современное общество основано на массовом производстве, массовом распределении, массовом образовании, массовом досуге, массовых средствах информации, массовых политических движениях, на массовых средствах уничтожения. Миллионы людей встают примерно в одно и то же время, одновременно устремляются к местам своей работы и так же возвращаются домой, смотрят одни и те же телепередачи, живут в однотипных жилищах, привержены одним и тем же привычкам, вкусам, ценностям. Одним словом, ведут стандартизированный образ жизни. Одним из проявлений этой массовости является массовая культура. Подробный анализ массы, массовой психологии и культуры был дан известным испанским философом Х. Ортега-и-Гассетом (1883 - 1955) в работе "Восстание масс". Характеризуя современный век, он отмечает, что массы внезапно стали видны, вышли на авансцену, "герои исчезли, остался хор".

Назовем важнейшие черты массовой культуры.

1. Массовая культура носит преимущественно коммерческий характер. Произведения массовой культуры являются своеобразным товаром, они подчиняются законам рынка, денежной выгоды. Перед создателями и распространителями массовой культуры стоит задача: как можно быстрее реализовать свою продукцию и получить максимальную прибыль. Поэтому они должны учитывать вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. С этим связана вторая важнейшая черта массовой культуры.
2. В качестве адресата массовой культуры выступает не отдельный человек, индивидуальный заказчик, а большое количество людей, широкая аудитория потребителей. Это может быть аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.
3. Для распространения массовой культуры широко используются средства массовой информации и реклама. Реклама- это неотъемлемый компонент современной культуры. Некоторые издательства, кинокомпании тратят 15 - 20 % прибыли на рекламирование своей продукции и изучение вкусов ее потребителей. В развитых странах реклама отработана до совершенства, она заставляет человека подчиняться выработанным ею стандартам и нормам.
4. Массовая культура выполняет развлекательную и компенсаторную функции и сочетает в себе два основных качества: эффектную, зрелищную форму и облегченное содержание. Не нужно специальной подготовки для ее восприятия, приложения интеллектуальных усилий. Она проста, непритязательна, доступна всем.
5. Важные черты массовой культуры - унифицированность, шаблонность, стереотипность, ориентация на средний и низкий уровень потребностей. Западные исследователи массовой культуры, философы Франкфуртской школы, обращают внимание на следующий факт: массовая культура при всем разнообразии своих сюжетов, тем, приемов, тяготеет к двум полюсам. На одном из них изображен благостный мир удачи, гармонии, сентиментального счастья, на другом - мир злодейства, крови, насилия. Красивая жизнь нужна человеку современного общества, чтобы расслабиться, отвлечься от забот, проблем и тягот повседневной жизни, уйти в мир мечты, мир "грезы". Поэтому подобные произведения, как правило, имеют счастливый конец. Современные социологи рассматривают массовую культуру как важнейшее средство борьбы со стрессами. С другой стороны, многие люди испытывают чувство обиды, несправедливости, досады, боли. Они также нуждаются в разрядке. И массовая культура предлагает на этот случай сюжеты расправы, мести, справедливого воздаяния. Таким образом, массовая культура дает выход подсознательным импульсам, инстинктам человека; ориентирована на механизмы подсознания.
6. Язык массовой культуры космополитичен, он утрачивает национальную специфику. Массовая культура наднациональна. В ней используются такие жанры искусства, как детектив, боевик, вестерн, триллер, комикс, мюзикл, "мыльная опера", мелодрама. Понятие "мыльная опера" появилось потому, что героини телесериалов рекламировали мыло, а их сюжеты были мелодраматическими, напоминающими оперные страсти. Мелодрама- это драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью.
7. Сама массовая культура неоднородна, она включает разные уровни. Существует кич - это самые нижние пласты массовой культуры, примитивные, лишенные художественной ценности произведения, рассчитанные на внешний эффект. Примеры кич - это красочные, безвкусно оформленные обложки журналов, "бульварная", "желтая" пресса, пошлая, назойливая реклама.

Кроме кич существует мидкульт - это культура среднего уровня, соединяющая в себе образцы высокого и популярного искусства. Например, библейская история становится сюжетом рок - оперы "Иисус Христос - супер звезда", роман В. Гюго "Собор Парижской богоматери" становится основой современного мюзикла. Мидкульт экранизирует классические произведения, создает моду на популярную науку. Издается большое число научно-популярных журналов, выходят радио-телепередачи образовательного характера, в которых в популярной форме говорится о научных открытиях, истории науки. В 70 - 90-х. гг. в западных странах стала количественно преобладать культура среднего уровня.

Кроме массовой существует элитарная культура, культура "высоколобых", по выражению Г. Маркузе. Французское слово "элита" означает лучшее, отборное, избранное. Определение элиты в западной науке неоднозначно, однако, во всех случаях элита противопоставляется массе. Вначале под элитой понималось интеллектуальное, творческое меньшинство, а под элитарным искусством - искусство для немногих, для избранных, для духовной элиты, которая только и может понять сокровенный смысл и язык такого искусства. Художественная элита противопоставляла себя и свое творчество тенденциям массовизации, шаблонности, унифицированности массовой культуры. Практической реализацией такой концепции элитарного искусства стали различные направления авангардизма (экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм). В 70 - 80-х годах возникает более мягкая версия теории элит и элитарного искусства. Под элитами стали пониматься группы по интересам, а под элитарным искусством - искусство, которое находит отклик и понимание у определенного, достаточно узкого круга лиц. Как правило, оно ориентировано на публику, эстетически более развитую, и не является достоянием массового зрителя. Массовый зритель, слушатель может не обратить на элитарную культуру никакого внимания или не понять ее, потому что она сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия.
К элитарной культуре обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Камю, картины Пикассо, Дали, музыку Шостаковича, Шнитке. Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарных произведений искусства. Главное для них - творчество, самовыражение, художественное воплощение своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые становятся очень популярными и приносят немалый доход их создателям. Так было с фильмами Копполы и Бертолуччи, с картинами Дали и Шемякина.

В современной западной культуре нет такого резкого противопоставления массовой и элитарной культуры, которое было характерно для первой половины 20 века. Достижения, художественные приемы элитарного искусства могут перениматься массовой культурой, подаваться на широкую аудиторию в более доступном, упрощенном виде. Например, витрины магазинов западных столиц оформляются в соответствии с требованиями сюрреализма. После появления поп-арта его стали широко использовать в промышленности, изготавливающей мебель, одежду, посуду. В то же время массовая культура, приносящая прибыль дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам модели оказывать поддержку творцам элитарного искусства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Когда и почему появилась массовая культура?
2. Назовите важнейшие черты массовой культуры.
3. Какие уровни включает массовая культура?
4. Что в науке понимается под элитой и элитарной культурой?
5. Чем элитарная культура отличается от массовой?

Используются технологии uCoz