6.6. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.

В процессе перехода от традиционной культуры к современной изменения происходят и в религиозной сфере. При этом возможно появление двух тенденций - модернизма и фундаментализма.

Религиозный модернизм - это стремление приспособить религию к потребностям сегодняшнего дня, освобождение религии от архаических элементов, чрезмерных запретов и ограничений.

Фундаментализм - это признание неприкосновенности всех догм и обрядов религии в первозданном виде, отказ от всяких нововведений.

Фундаментализм - это такое направление религиозной мысли, которое выступает за возвращение к глубинным, корневым основам религиозного учения или вообще принципам жизнедеятельности. В более широком смысле фундаментализм - это религиозно-культурная установка, направленная на возрождение, восстановление утраченной, но чрезвычайно значимой традиции. Культурная природа фундаментализма - в сопротивлении нарастающей сложности жизни и ее обновлению. С этой точки зрения не исключено, что фундаментализм постоянно порождается другой крайностью - стремлением к творчеству, к созданию нового. Не будь в культуре постоянной погони за инновациями, не проступал бы фундаментализм в его крайних формах. Фундаментализм можно понять только в соотнесении с социодинамикой, через призму модернизма. Таким образом, в культуре постоянно присутствуют две тенденции -стремление сохранить истоки и расширить в то же время сферу культурного творчества, созидания.

Рассмотрим действие двух тенденций - модернизма и фундаментализма на примере современного ислама. Модернисты выступают за примирение науки и религии, использование достижений научно-технического прогресса. Они преподносят Коран как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания. Утверждают, что в нем можно найти указания на то, что было открыто наукой, и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Кроме того, модернисты делают акцент на общечеловеческих, нравственных ценностях ислама. Они отстаивают мысль о том, что религия - это важное средство воспитания нравственных качеств человека. При этом делаются ссылки на Коран, содержащиеся в нем запреты на воровство, употребление вина, прелюбодеяние.

М.К. АтатюркДвижение за модернизацию ислама имело место в Турции в первой половине XX века в правление М.К. Ататюрка (1881 - 1938). В это время в Турции были проведены важные политические и социальные преобразования. Они затронули и религиозную сферу и заключались прежде всего в том, что мусульманство со всеми его обрядами и нормами было отделено от государства, деятельность которого приобрела светский характер. Сейчас Турция - светское государство, парламентская республика. Суды шариата потеряли свое былое значение, уступив место светским судам. Изменилось положение женщины. Она была освобождена от затворничества и включилась в общественную жизнь. В законодательном порядке была введена моногамия. Была упрощена обрядность ислама, пересмотрены устаревшие нормы шариата. Например, джихад стал трактоваться как освобождение от агрессии, а не как борьба против неверных.

После второй мировой войны произошло крушение колониальной системы. Многие мусульманские страны обрели политическую независимость, в них начались радикальные социальные преобразования, которые проходили под лозунгами исламского социализма и обычно вписывались в нормы шариата. Некоторые исламские лидеры в 60 - 70-х гг. говорили, что они строят социализм, держа в одной руке Коран, а в другой - "Капитал" К. Маркса. С 50-х гг. процесс модернизации ислама стал проявлять себя в наиболее развитых арабских странах - в Египте, Сирии, Ираке. В Египте в правление Насера были проведены реформы. Всем, включая женщин, были предоставлены широкие права и свободы. Позиции ислама, особенно консервативных его лидеров, были в этих странах ослаблены, но ислам продолжает оставаться в них официальной идеологией.

Попытки согласовать нормы ислама с радикальными преобразованиями еще более усилились в 70-е гг. XX века. Этому способствовал ряд важных обстоятельств, и в первую очередь усиление экономических и политических позиций некоторых ведущих исламских стран в связи с проблемой нефти. Таким образом, в ряде современных стран ислама идут успешные преобразования, в том числе и под лозунгами исламского социализма.

В то же время в последние десятилетия активизировалась деятельность исламских фундаменталистов. Они выступают за возвращение к средневековой чистоте ислама и одновременно решительно отрицают духовное влияние со стороны Запада; признают авторитет исключительно Корана и Сунны. Число их с каждым годом растет, а действия принимают все более экстремистский характер. Проявления исламского фундаментализма имеют место в Алжире, Афганистане, Чечне. В Алжире, например, регулярно вырезаются бандитами целые деревни. Это делается для того, чтобы устрашить остальных, заставить их встать на сторону фундаменталистов.

Другой пример исламского фундаментализма - это деятельность талибов в Афганистане. Одно время они контролировали большую часть страны. Талибы запретили девочкам посещать школу, женщинам появляться с открытым лицом, без паранджи и работать вне дома. Они устроили публичную казнь музыкальных инструментов. За время правления талибов в стране не осталось ни одной газеты. Были разрушены школы и кинотеатры, уникальные памятники буддистской культуры на территории Афганистана. Единственным источником информации были призывы муэдзина к молитве и бюллетень, издаваемый талибами. Через пять лет правления талибов все население страны могло бы стать неграмотным. Некоторые современные философы видят основные конфликты XXI века в войне цивилизаций, в столкновении Запада с миром ислама.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что в культурологии понимается под религиозным модернизмом и фундаментализмом?
2. Приведите примеры модернизма и фундаментализма в современных религиях.

Используются технологии uCoz